Шпицберген 2018-2019

Шпицберген: под сполохами полярных сияний. Лонгийр

230

Лонгийр – ворота Шпицбергена (Svalbard)

Минула декада со дня моего прибытия в поселок Баренцбург в архипелаге Шпицберген.

Встречу с этим архипелагом я ждал давно, подбирался к нему близко на вертолете и судах, но так и не довелось побывать. Мечта увидеть природу Шпицбергена оставалась нереализованной.

После возвращения из Антарктиды, где в течение четырех месяцев я командовал сезонной экспедицией на борту НЭС «Академик Федоров», обстоятельства стали складываться, для меня лично, не лучшим образом. Мне захотелось перемен в целом. И я вспомнил о давнем предложении заведующего отделом географии Л.М. Саватюгина возглавить зимовочный состав постоянной действующей экспедиции на архипелаге Шпицберген. Предложения такого же содержания поступали и от других людей, но я все не решался. А тут все совпало: и мое личное желание, и поддержка моих друзей, и конечно, добрая воля нынешнего руководителя Российского арктической экспедиции на Шпицбергене.

И вот, чуть больше недели назад самолет авиакомпании SAS оторвался от взлетной полосы Пулково, унося меня на своем борту. Я направлялся на Шпицберген, мечта оказаться на этом острове приобрела реальные очертания и стала явью.

Полет проходил довольно успешно. Удивила политика сервиса компании SAS, услугами которой мне ранее не доводилось пользоваться. Перелеты между Санкт-Петербургом, Стокгольмом, Осло и Лонгийром непродолжительные, поэтому пассажиров не кормят, что вполне оправданно. Но то, что чай и кофе предлагают выборочно, меня крайне удивило и даже разозлило. На перелете между Стокгольмом и Осло стюардесса предлагала напитки – чай и кофе не всем, а только избранным пассажирам. Каким принципом при выборе пассажира она руководствовалась, мне не ведомо. Мне, моему соседу по ряду, и другим сидящим в хвосте самолета пассажирам, включая и двух темнокожих женщин, напитки предложены не были. Ситуация противная, и характеризует SAS не с самой лучшей стороны. Термин – «жмоты», в данном случае слишком мягкий, чтобы дать оценку такому авиасервису. По - возможности не пользуйтесь услугами компании SAS и не летайте ее самолетами или старайтесь избегать их ненавязчивого сервиса.

В аэропорту Осло я встретился со знакомыми мне по антарктической деятельности двумя геодезистами, направлявшимися в Баренцбург в командировку по своим делам.

Самолет приземлился в норвежском арктическом поселке Лонгийр поздно ночью. От аэропорта до Лонгийра можно добраться на автобусе или такси, о чем меня предупредили еще в Санкт-Петербурге. Мне повезло – геодезистов в аэропорту встречали, и заодно подхватили и меня и отвезли в так называемый Русский дом. Это гостевой дом или гостиница для российских граждан, приезжающих на Шпицберген в командировку или с туристической целью. Дом комфортный, в нем есть всё для уютного проживания.

http://churun.ru/wp-content/uploads/2018/09/russkiy-dom-690x518.jpg
Русский дом

Утром нас должны были отвезти в морской порт для посадки на катамаран «Аврора эксплорер», отбывающий из Лонгийра в Баренцбург. До прибытия автобуса я успел пройтись по округе и сделать несколько снимков. Через несколько дней я вновь побывал здесь вместе с начальником предыдущего зимовочного состава Александром Новиковым  и смог более подробно познакомиться с этим милым и уютным городком.

О Лонгийре можно прочитать подробно на сайте любого туристического агентства или в Википедии. Я же хочу поделиться впечатлениями от увиденного.

Первое, что поражает в прогулке по поселку, это чистота и отсутствие наземных теплотрасс или коробов. Короба есть, но не в таком изобилии, как в наших арктических поселках. С одной стороны, обслуживать короба в затяжную зимнюю пору проще, но с другой стороны, они портят внешний вид поселка. Короба требуют постоянно ухода из-за непрерывного разрушения: доски разлагаются, из внутренней утробы коробов торчат куски утеплителя, трубы и запорные краны ржавеют и протекают. В общем, одна морока для поселкового ЖКХ. Полностью избавиться от коробов норвежцы тоже не смогли, но те трубы, что проходят над землей, видно, обогреваются изнутри. По крайней мере, вид поселка приятен для глаза.

В поселке имеется мусороперерабатывающий заводик, а в самом поселке стоят контейнеры для раздельного сбора мусора. Вообще вопросы экологии находятся под пристальным вниманием норвежских властей, а глядя на чистые улицы, и самому не хочется сорить.

http://churun.ru/wp-content/uploads/2018/09/musoropererabatyvayushhiy-zavodik-690x518.jpg
Мусороперерабатывающий завод
http://churun.ru/wp-content/uploads/2018/09/konteyner-dlya-musora-690x518.jpg
Контейнер для мусора

Все дома в поселке имеют ухоженный вид, фасады выкрашены, краска на фасаде не шелушится и не отслаивается. Внешне дома смотрятся скромно, и на этом фоне выделяются новоделы гостиниц и иных общественных строений, как например, здание местного университета.

http://churun.ru/wp-content/uploads/2018/09/prosto-zhiloy-domik-690x518.jpg
Жилой дом
http://churun.ru/wp-content/uploads/2018/09/novaya-gostinica-690x518.jpg
Новая гостиница
http://churun.ru/wp-content/uploads/2018/09/universitet-1-690x518.jpg
Университет

Во-вторых, норвежцы очень бережно относятся к истории освоения архипелага и поселка. Неподалеку от поселка находится подбитый англичанами во время второй мировой войны немецкий самолет. Он лежит на берегу местной речушки, занесенный частично землей. Его нельзя переносить, разбирать на части, и уж подавно растаскивать на сувениры. Он так и лежит как историческая реликвия на месте падения.

http://churun.ru/wp-content/uploads/2018/09/razbityy-nemeckiy-samolet-690x518.jpg
Разбитый немецкий самолет

Или еще пример. Все угольные шахты рядом с поселком законсервированы, работает только одна. Норвежцы сделали на одной из них музей с посещением шахты. А наверху выставили образцы вагонеток, в которых в разное время существования шахты перевозили уголь. Посетить шахту-музей не представилось возможным из-за непонятного режима работы музея.

http://churun.ru/wp-content/uploads/2018/09/shakhterskie-vagonetki-690x518.jpg
Шахтерские вагонетки

Центральная улочка поселка выложена тротуарной плиткой. Мне сложно говорить о технологии укладки плитки, но уложена она ровно, так, что можно танцевать вальс или танго, не боясь споткнуться о выступающую плитку. В Питере не в состоянии ровно выложить тротуарную плитку, а в здешних климатических условиях эту задачу смогли решить.

http://churun.ru/wp-content/uploads/2018/09/centr-poselka-690x518.jpg
Центральная улица поселка
http://churun.ru/wp-content/uploads/2018/09/centr_poselka_2-e1537557516805-690x518.jpg
Центр поселка

Про дороги писать не буду: в поселке они в идеальном для данной местности состоянии, за пределами грунтовые, но не разбитые.

http://churun.ru/wp-content/uploads/2018/09/poselkovaya-doroga-690x518.jpg
Поселковая дорога

Лонгийр пользуется повышенным спросом среди туристов. Туристический поток растет, в сезон нет свободных мест в гостиницах и надо заранее бронировать места. И норвежцы хорошо раскрутили туристическое направление, дав все возможности для развития частной инициативы. Построены новые и классные гостиницы, открыта пивоварня, работают многочисленные кафе и рестораны, в которых приятно и уютно провести время за бокалом пива, вина или чашечкой кофе. Известно, что Норвегия страна не из дешевых, но оценить свой комфорт на 78 градусе северной широты трудно. Наш российский друг и гид по совместительству Александр, проживающий в здешних местах более пяти лет, пригласил меня и моего коллегу в холл гостиницы, где он служит администратором. И каково было мое удивление, когда я увидел в холле гостиницы камин, в котором потрескивали, сгорая полешки. От одного вида камина стало тепло и по-домашнему комфортно. Представить себе нечто подобное в российском поселке за Полярным кругом я пока не в состоянии.

http://churun.ru/wp-content/uploads/2018/09/kholl-gostinicy-s-kaminom-690x518.jpg
Холл гостиницы с камином

И еще одна бытовая деталь. Питьевую воду из-под крана можно пить, не кипятя предварительно, настолько она чистая.

Немного огорчило отношение к четвероногим друзьям – собакам. Здесь очень популярны собачьи упряжки и покатушки на них. Рядом с поселком находятся несколько собачьих ферм.

http://churun.ru/wp-content/uploads/2018/09/sobachya-ferma-690x518.jpg
Собачья ферма

Едем на машине, а в это же время несколько собачьих упряжек тащат сани, в которых восседают туристы. Собаки бегут по грунтовке, высунув языки. В зимний период они поддерживают водный баланс в своем теле, глотая снег. Летом снега нет, а воду собакам пить надо. Турагентства придумали ставить вдоль обочины канистры с водой для собак. Мне не по душе эксплуатация животных ради удовлетворения прихоти туристов прокатиться в упряжке. Зимой я еще приму такое использование животных, но не в летний бесснежный период.

Поделился своими впечатлениями от норвежского полярного поселка Лонгийра. Сюда приятно приезжать, здесь очень комфортно. Сам поселок выполняет роль перевалочной базы для дальнейших путешествий по островам архипелага, включая и посещение Баренцбурга и Пирамиды. Вот так я пропиарил Лонгийр, но он того стоит.

comments powered by HyperComments