Шпицберген 2020

Путешествие по архипелагу Шпицберген

226

Долгожданное путешествие

За две зимовки в Баренцбурге я мало где бывал на Шпицбергене. Мои поездки по острову были ограничены маршрутом между российским Баренцбургом и норвежским Лонгийром. Дорога живописная без сомнения, но езженная-перехоженная. Тем не менее желание увидеть и посмотреть как можно больше интересных мест на Шпицбергене не давало мне покоя. Удовлетворить запрос на впечатления можно двумя способами: передвигаясь на снегоходе в снежный период и на лодке в летне-осенний сезон. У обоих способов есть преимущества и недостатки. На мой взгляд, поездка на снегоходе предпочтительнее, поскольку в меньшей степени зависит от погоды, к тому же можно остановиться по дороге и детальнее осмотреть привлёкший внимание пейзаж. При путешествии на лодке обычно возникает проблема подхода к берегу и высадки людей из-за волнения.

Весенний этап сезонной экспедиции в этом году не задался по известным эпидемиологическим причинам. Сезонные работы подходили к завершению, свободного времени становилось больше. К тому же близился День Победы, и мы решили с ребятами совершить снегоходный пробег по маршруту Баренцбург –мыс Фестинген – мыс Линне – ледник Восточный Грён – Баренцбург. Совместить, так сказать, полезное с приятным.

Из полезного – посетить ледник Восточный Грён, где установлена наша автоматическая метеорологическая станция (АМС), для её инспекции и скачивания накопившихся данных. Станция была установлена в 2016 г. и с тех пор успешно работает, фиксируя своими датчиками метеопараметры в автоматическом режиме. Единственный недостаток, если это можно назвать слабым местом данного типа станций, отсутствие опции передачи регистрируемых параметров через спутник в центр. В этой связи приходится эпизодически посещать станцию для контроля работоспособности датчиков и ее энергоёмкости.

Из приятного – посетить живописные места западного побережья Гренфиорда и Исфиорда, а также мыс Фестинген, где находится маяк, и норвежской метеостанции Исфиорд Радио на мысе Линне. И так по порядку.

Погода благоприятствовала нам в поездке: лёгкий ветерок, правда северных направлений, и отсутствие облачности, то есть океан солнечного света. Выехали с небольшим отклонением от графика движения, поскольку вынуждены были разделиться на две группы. Все-таки работа превыше всего - надо было принять спутниковые съёмки. Одна группа состояла из шести человек на трёх снегоходах, а вторая включала два человека на двух машинах. Вторая группа выезжала вслед за нами сразу же после получения спутниковых снимков. Наш главный механик Михалыч участия в пробеге не принимал, но тщательно осмотрел каждый снегоход и заправил под завязку топливные баки.

В поселке обнажилось дорожное бетонное полотно, ездить на снегоходах стало затруднительно, поэтому приходится искать объездные пути по снегу. Сначала мы поднялись по ближайшему склону вверх и ехали около километра в наклонном состоянии до выезда на основную трассу. Снегоход все время тянуло вниз, хотя он упорно старался цепляться своим резиновым траком за непрочный тонкий наст. Выскочили на основную трассу и помчались с ветерком по припаю Гренфиорда на противоположный берег залива. Надо сказать, что припай в этом году встал впервые за многие годы наблюдений. Наличие припая дает большое преимущество при пересечении Гренфиорда с одного берега на другой - сокращается путь, экономится время движения и бензин.

При движении по припаю увидели три тушки нерп, лежащих вдали. Ну и, конечно, остановились, чтобы сделать снимки. Нерпы очень пугливы, они тонко улавливают колебания ледяного покрова и сразу же ныряют в лунку при появлении опасности. В этот раз две сиганули в лунку ещё до нашего приближения, а одна, самая любопытная, позволила подобраться к ней довольно близко для неплохого фотоснимка, но тоже не выдержала испытания на испуг и благоразумно и поспешно нырнула в лунку. Сделать удачный снимок на смартфон так и не удалось. Можно было лечь рядом с лункой и в таком положении ждать до тех пор, когда в лунке появится усатая мордашка нерпы, но время торопило в путь.

http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/pripay_Grenfiord_1-690x518.jpg
http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/pripay_Grenfiord_2-690x518.jpg
Припай Гренфиорда

Дорога по припаю накатанная, снег ещё плотный, снегоход бежит резво даже с пассажиром за спиной.  Все сверкает вокруг, приходится ехать в солнцезащитных очках, чтобы не ослепнуть, но с открытым шлемом. Ветер вроде бы не сильный, но при движении обжигает лицо своими жёсткими касаниями. Быстро доезжаем до места под названием озеро Стемме, где находится водозаборный пункт. Здесь располагается водонасосная станция, обеспечивающая пресной питьевой водой посёлок Баренцбург. Обслуживают станцию круглогодично два человека – Паша и Дима. Обычно мы заезжаем к ним при работах на близлежащих ледниках и озёрах, но в этот раз проследовали мимо станции. А вот следовавшие за нами коллеги вынуждены были заехать в гости к парням за лопатой для откапывания завалившегося на бок снегохода.

Наша цель – мыс Фестинген. Снегоходные следы в направлении мыса отсутствуют и приходится прокладывать дорогу к нему самим. Поднимаемся вверх и спускаемся в распадки, выписывая синусоиды на пологих заснеженных склонах. Такая залихватская езда будоражит и подстёгивает, но приходится осторожничать из-за пассажира. Вот наконец-то впереди появилась тёмная водная синь Исфиорда и вдали на каменном останце маяк Фестинген.  В месте соединения Исфиорда и Гренфиорда вдоль западного берега Гренфиорда тянется небольшая каменная гряда в полуразрушенном состоянии. Гряда прерывается на северной оконечности побережья. И уже в воде на расстоянии около сотни метров от берега высится каменистый останец, являющийся продолжением гряды, на котором располагается действующий маяк. На каменистом уступе гряды заметили сидевшего чистика, который по какой-то причине не мог взлететь и беспокойно вертел головой по сторонам.

http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/mys_Festingen_ostanec-690x518.jpg
Мыс Фестинген: останец с маяком
http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/IMGP5331-1-690x518.jpg
http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/mys_Festingen_gryada-690x920.jpg
Мыс Фестинген: каменная гряда
http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/mys_Festingen_moe-foto-690x518.jpg
http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/mys_Festingen_ptakha-1-690x518.jpg

Место атмосферное, хотя мне и не понятна суть этого термина. Свежий морской воздух, высокие вершины Земли Оскара на противоположном берегу Исфиорда и ширь фиорда создают неповторимый пейзаж – манящий и впечатляющий. Нечто подобное по эмоциям я испытывал, находясь на мысе Доброй Надежды в Южной Африке.

Насладившись колоритным пейзажем и наполнившись вволю впечатлениями, тронулись в путь в направлении мыса Линне. По пути на короткое время остановились в месте под названием бухта Russekeila, на берегу которой находится домик для отдыха, принадлежащий норвежскому обществу охотников. Домик был закрыт на замок. Чуть поодаль, вглубь от побережья стоит некое деревянное строение без крыши, возможно, незавершённая попытка реконструкции поморского жилища, а напротив охотничьего домика возвышается православный крест, явный новодел. Эти места связаны с именем русского промышленника-помора Ивана Старостина, неподалёку от бухточки находится мыс Старостина. Внутри охотничьего домика располагается небольшая экспозиция, посвящённая И. Старостину.

http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/Russekeila_okhotdomik-690x518.jpg
Бухта Russekeila: охотничий домик
http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/Russekeila_izba-690x518.jpg
Бухта Russekeila: поморская изба
http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/Russekeila_krest-690x518.jpg
Бухта Russekeila: поминальный крест

Ну, а мы продолжаем наше путешествие к конечной точке назначения – мыс Линне, где располагается метеостанция Исфиорд Радио. Не пройдя на снегоходах и полутора километров от бухты Russekeila, мы наблюдаем вдали антенны и вышки Исфиорд Радио.

Исфиорд Радио интересное и живописное по своему расположению место. Это комплекс строений под разные цели. Здесь находится автоматическая метеостанция для регистрации параметров погоды, расположен центр приёма и передачи данных и изображений, включая спутниковую систему связи, о чем убедительно говорила огромная спутниковая антенна. Это одновременно и туристическое место с соответствующей инфраструктурой: кафе, гостиницей, сауной и сувенирной лавкой. Люди приезжают сюда из разных стран, на станции имеется книга записей пожеланий и впечатлений. Энергоснабжение станции осуществляется дизель-генератором, но это какой-то малошумный агрегат - за все время пребывания, а были мы там около трёх часов, шум работающего генератора не был слышен и не раздражал. На наших полярных станциях чихающее тарахтенье дизеля слышно за несколько километров от места расположения станции, не говоря о шлейфе черного выхлопного дыма. Не знаю, что за дизельное топливо используется здесь для работы дизеля, не исключаю, что дополнительно стоят пыле- и дымо-улавливающие фильтры, но шлейфа выхлопного дыма нет и в помине. Для хранения дизельного топлива имеется большая цилиндрическая ёмкость, а для подхода судна-снабженца оборудован причал. Экологически чистая окружающая атмосфера.

http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/Isfiord_Radio_vid-690x518.jpg
Исфиорд Радио : общий вид
http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/Isfiord_Radio_sputnikovaya_antenna-690x518.jpg
Исфиорд Радио : спутниковая антенна
http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/Isfiord_Radio_sauna-690x518.jpg
Исфиорд Радио : сауна
http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/Isfiord_Radio_prichal-690x518.jpg
Исфиорд Радио : причал
http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/IMGP5370-1-690x518.jpg
http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/IMGP5368-1-690x1000.jpg

При входе в здание нас встретила гостеприимная хозяйка и по-английски спросила будем ли мы пить кофе и чай с пирожными. Отказаться от такого предложения было крайне нелюбезно. Кроме этого, заказали бутылку моего любимого южноафриканского вина сорта Пинотаж. Скажу кратко - цены норвежские. Интерьер внутри станции выдержан в скромных неброских скандинавских тонах и красках, что создаёт особый домашний уют. Много книг об истории Шпицбергена, удачно расположены разные артефакты в виде катушечного магнитофона, старого проводного телефона, пишущей машинки. И, конечно же, камин – украшение помещения. Все продумано для приятного времяпровождения гостей: шкаф для хранения оружия, комната для сушки одежды, душевые, комната отдыха с интернетом (к сожалению, пароль для доступа к интернету хозяева нам не дали), номера с широкими кроватями, особенно впечатлили висящие на плечиках махровые халаты с логотипом гостиницы и потрясающий вид местности из окон. Строение, именуемое сауной, стоит поодаль от станции на берегу, внутри находится электрокаменка, через широкое окно можно в расслабляющем тепле наблюдать пейзаж Исфиорда, а при желании искупаться и в водах фиорда. По информации из разных источников несколько лет назад станцию посетил любопытный белый медведь, вёл он себя не совсем любезно и нанёс незначительный ущерб имуществу, разбив лапой окна. Стоимость пребывания за ночь, опять же, соответствует норвежским ценовым стандартам с учетом отдалённости, но посещение этого места стоит того. Впечатления незабываемые – необъятная ширь и сочетание солнечного неба, темно-синей глади моря и заснеженных гор производят неизгладимые ощущения. А что может быть надёжней банка наших впечатлений и положительных эмоций, он всегда при нас.

http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/interer_Isfiord_Radio_1-690x518.jpg
Камин
http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/interer_Isfior_Radio_2-690x518.jpg
Кафе
http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/interer_Isford_Radio_3-690x518.jpg
Комната отдыха
http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/interer_Isford_Radio_4-690x518.jpg
Шкура белого медведя
http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/interer_Isfiord_Radio_6-690x518.jpg
Гостиничный номер
http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/interer_Isfiord_radio_7-690x518.jpg
Пишущая машинка

Дождавшись наших коллег из второй группы, единой командой на пяти снегоходах отправились из гостеприимной станции далее по маршруту. Решили двигаться по прибрежному варианту с заездом на ледник Дальфона и далее на Восточный Грён. При езде вдоль побережья Гренландского моря приходилось постоянно петлять, выискивая снежную дорогу среди обнажившихся при таянии камней. Снег либо вытаял, обнажив обширные и многочисленные пятна каменистой поверхности, либо его сдуло сильными ветрами. Так что дорога до ледника Дальфона заняла чуть больше времени, чем мы предполагали.

http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/peyzazh_Dalfona_1-690x518.jpg
http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/peyzazh_Dalfona_2-690x518.jpg
Пейзаж по пути к леднику Дальфона

Взобрались на макушку ледника легко, можно сказать порхаючи, ледник относительно пологий, высота нашего восхождения составила около четырёхсот пятидесяти метров. Вид с макушки открывался потрясающий – слепящая белизна ледника, зажатого между двумя хребтами, и вдали безбрежная синева Гренландского моря.

http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/obshhee_foto-690x518.jpg
На макушке ледника Дальфона (фото М. Карандеева)
http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/IMGP5435-1-690x518.jpg
http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/IMGP5445-1-690x518.jpg

Спускаемся вниз по идеально гладкой снежной поверхности ледника, снегоход бежит легко и шибко. Доезжаем до ледника Восточный Грён, где находится автоматическая метеорологическая станция. Успешно скачиваем накопленные данные, проверяем энергозапас батареи и далее в путь через озеро Бретьерна домой.

http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/IMGP5443-1-690x920.jpg
Метеоролог В. Мовчан скачивает данные АМС

По пути к Баренцбургу на непродолжительное время останавливаемся на озере Бретьорна у завалившегося на бок домика. Этакая «изюминка» местного пейзажа. Поговаривают, что домик был завезен сюда «Арктикуглем» для создания базы отдыха, в озере водится голец. На ловлю гольца Конторой Губернатора Шпицбергена выдаётся лицензия, так что любой желающий может попытать удачи в добыче гольца. Но в обязательном порядке необходимо отчитаться о результатах лова, послав в Контору Губернатора сведения о времени лова и приложив голову выловленного гольца, если повезёт. Это небольшое отступление.

Но, что-то не учли при установке домика или не придали значения возможному сползанию, одним словом, не обратились за рекомендациями к науке, которую некоторые местные товарищи считают нахлебницей. Наши специалисты обследовали бы место предполагаемой установки и дали бы рекомендации по размещению строения, причём совершенно бесплатно, на безвозмездной основе. А теперь и имущество не используется по назначению и что-то надо предпринимать по его сохранению или вывозу. Покосившийся  домик является «памятником» бесхозяйственности и служит назиданием потомкам и «знатокам» природных явлений и процессов в Арктике.

http://churun.ru/wp-content/uploads/2020/05/zavalennyy_domik-690x518.jpg
Завалившийся на бок домик на озере Бретьорна

Вот и завершилось наше маленькое путешествие, впереди Баренцбург. Мы проехали около восьмидесяти восьми километров, посетив интересные и живописные места архипелага. Поездка не прошла вхолостую – мы проинспектировали АМС и скачали данные. И получили мощный заряд положительных и ярких впечатлений от красоты Шпицбергена.

Надеюсь, что моё эссе будет интересно другим людям и у них возникнет желание посетить эти края в качестве туристов или принять участие в наших экспедиционных исследованиях в качестве сотрудника РАЭ-Ш.

comments powered by HyperComments