Антарктида

На хрупкой льдине через море Уэдделла

744

На хрупкой льдине через море Уэдделла

(к 25-летию открытия дрейфующей станции «Уэдделл-1»)
25 лет Уэдделл

На фото в Русском Географическом Обществе слева направо: Б.Иванов, В. Чурун, С. О’Хара, С.Экли, А. Гордон, В. Лукин, Н. Корнилов (руководитель экспедиции), В. Викторов (капитан НЭС «академик Федоров»), Е. Новохатский, С. Касьянов, Е. Колтышев (помощник капитана по науке)

Время летит стремительно, и вот уже очередная юбилейная дата высветилась на календаре.

25 лет назад в Антарктике в море Уэдделла на морском льду была организована российско-американская дрейфующая станция «Уэдделл-1». Этому юбилейному событию 13 февраля 2017 г. в Санкт-Петербургском отделении Русского Географического общества было посвящено торжественное заседание Полярной комиссии РГО.

На мероприятие были приглашены российские и американские участники дрейфа, руководители и организаторы проекта, члены экипажа научно-экспедиционного судна (НЭС) «Академик Федоров».

Было очень приятно встретиться вновь с моими друзьями по дрейфу Стивом Экли и Сьюзанн О’Хара и научным руководителем программы исследований с американской стороны профессором Арнольдом Гордоном, с которыми не виделся четверть века.

Сейчас очень жалею, что потерял дневниковые записи: многое позабыто и требуется напряжение, чтобы восстановить по памяти отдельные эпизоды и события тех дней.

Официальная и торжественная церемония открытия станции с поднятием государственных флагов России и США состоялась 12-го февраля.

С государственным флагом России вышла незадача. Основной состав российских участников экспедиции вышел из Ленинграда на борту научно-исследовательского судна «Профессор Мультановский», когда еще существовал СССР, и в нашем распоряжении не было государственного флага России.

И американские коллеги привезли на церемонию открытия станции наш триколор, такого же размера, как и американский флаг.

Мы, естественно, и не представляли наш национальный символ, путаясь в чередовании цветных полос, и в глаза его ранее не видели.

Вот этот флаг и поднял на макушку флагштока зам. начальника станции Валера Карпий, а американский флаг поднимала участница дрейфа Вики Лайтл.

Станция была организована с борта научно-экспедиционного судна (НЭС) «Академик Федоров» Арктического и антарктического научно-исследовательского института (капитан В.А. Викторов).

Почему море Уэдделла и почему именно станция на дрейфующем льду? Ведь намного проще и менее затратно выставить на льду автоматические станции и с их помощью получать необходимую информацию о состоянии природной среды в этом труднодоступном уголке планеты.

Дело в том, что в море Уэдделла существует гигантский циклонический круговорот вод и морских льдов, включая айсберги, названный круговоротом Уэдделла.

Он оказывает значительное влияние на систему общей циркуляции вод Мирового океана и на формирование климатических особенностей южного полярной области.

В то же время западная часть круговорота Уэдделла, прилегающая к восточному побережью Антарктического полуострова, по-прежнему остается слабоизученной, этаким «белым пятном».

В этой области моря Уэдделла круглый год присутствует мощный и сплоченный ледяной покров, труднодостижимый даже для современных судов ледового класса.

Российские ученые называют данный массив Атлантическим. Более того, со времен вынужденных дрейфов германского судна «Дейчланд» в 1912 г. и британского судна «Эндюранс» в 1915 г., здесь не работал ни один корабль.

А ледяной покров является идеальной природной платформой для выполнения натурных экспериментов, т.е. проведения эксперимента в «чистом виде», без каких-либо искажающих влияний и эффектов со стороны технических средств, к которым можно причислить и судно.

Конечно, работа и жизнедеятельность на льду уступает по комфорту деятельность на борту судна. Но полярные исследователи и ученые готовы пренебречь на время так называемыми благами цивилизации ради научной истины.

Тем более, что и российские, и американские исследователи располагают большим опытом проведения полярных исследований в Северном Ледовитом океане с помощью дрейфующей научной станции на морском льду.

И вот 12-го февраля 1992 г. в море Уэдделла отправилась в самостоятельное плавание дрейфующая станция «Уэдделл-1», на которой находились 15 российских и 17 американских исследователей.

На станции имелись два вертолета «Белл-212» с экипажами, предоставленные американской стороной для выполнения научных исследований в районе дрейфующей станции и обеспечения безопасности ее персонала.

Начальником станции являлся Валерий Владимирович Лукин, имеющий большой опыт работы на дрейфующих льдах в Арктике, а ныне начальник Российской антарктической экспедиции.

Какие же исследования мы там проводили? В целом, программа исследований была обширной и комплексной.

Она включала в себя изучение термохалинной и гидрохимической структуры вод моря Уэдделла, определение дрейфа льда и особенностей динамической трансформации ледяного покрова в районе нахождения ледового лагеря, изучение структуры и динамики приземного слоя атмосферы, выявление особенностей биоразнообразия и приспособленности жизни антарктической морской флоры и фауны к экстремальным климатическим зимним условиям.

Я вместе с американскими коллегами занимался исследованием морфометрических и текстурных свойств морского льда и снега и одновременно помогал моему коллеге Владимиру Грищенко в выполнении программы подводных исследований, для чего предварительно обучился на курсах подводного плавания.

За время дрейфа с 26 февраля по 3 июня 1992 г. со станции было выполнено 70 зондирований океана до дна с вертикальным разрешением 5 м и средним расстоянием между станциями 10 км.

Американские океанологи применяли зондирующий комплекс CTD (conductivity-temperature-depth) «Seabird» с отбором проб морской воды на гидрохимический анализ.

Российские океанологи Василий Кузнецов и Валерий Карпий в своей работе использовали свободно всплывающий отечественный океанографический зонд, с помощью которого регистрировались параметры морской воды при его всплытии с заданной глубины.

Американские исследователи с помощью вертолетов выполнили на четырех субширотных разрезах, расположенных через 60 миль, 37 CTD океанографических станций к западу и востоку от генерального направления дрейфа льдины с расстоянием между станциями около 20 км. В отдельных полетах принимал участие и я.

Ледоисследователи д-р тех. наук Константин  Сухоруков и Валерий Коростелев с помощью специальной сейсмической аппаратуры фиксировали сжатия и деформации ледяного покрова под влиянием различных природных процессов, в том числе образования айсбергов и морской зыби.

Метеорологи д-р ф.-м. наук Александр Макштас и канд. географ. наук Борис Иванов вели стандартные метеорологические наблюдения, а также исследовали структуру пограничного слоя атмосферы у ледяного покрова с помощью дирижабля для получения характеристик тепло — массообмена в этом слое.

Гидробиолог д-р биолог. наук Игорь Мельников изучал процессы поведения живых морских организмов в приледном слое в условиях зимних процессов в Южном океане, в том числе, и с применением легководолазного снаряжения и подводного телеуправляемого аппарата «Дельта».

В хорошей физической форме нас поддерживали искусные повара Евгений Новохатский и Джон Кери, а состояние здоровья контролировал опытный и высокопрофессиональный доктор Дмитрий Кирюнчев.

Электроэнергией, водой, теплом, горячей баней станцию обеспечивала группа механиков в составе Сергея Касьянова, Сергея Лабинского и Вячеслава Ярославцева.

Вечерами за ужином в теплой атмосфере кают-компании мы вместе обсуждали результаты работы, намечали планы совместных исследований, тепло и дружески общались, отмечали национальные праздники и дни рождения наших друзей по дрейфу.

Станция «Уэдделл-1» за период дрейфа с 11 февраля по 09 июня 1992 г. прошла в северном направлении около 400 миль со средней скоростью около 3 миль в сутки.

А 04 июня 1992 г. к лагерю станции «Уэдделл-1» подошли НЭС «Академик Федоров» и новый американский исследовательский ледокол «Натаниэл Палмер», и началась плановая эвакуация станции.

После эвакуации лагеря станции 09 июня оба судна взяли курс к Южной Америке.

Так закончился уникальный научный эксперимент по организации научных исследований с дрейфующего морского льда в Антарктике.

Это был первый опыт применения подобной технологии в южной полярной области планеты, который продолжает оставаться единственным до настоящего времени.

На мой взгляд, главным итогом работы совместной дрейфующей российско-американской станции стало эффективное сотрудничество российских и американских полярников.

Они показали всему миру, что совместными усилиями в тесной кооперации, наши страны могут достигнуть невиданных ранее результатов, как в космосе, так и в полярных областях нашей планеты.

comments powered by HyperComments