СП-36 2008-2009 год

Дневник экспедиции СП-36, часть 9

363

Сезонный отряд

01.04.09 срд

В 16:47 мск над станцией раздался шум вертолетного двигателя – это прилетел сезонный отряд во главе с начальником ВАЭ Соколовым В.Т. Радость встречи с друзьями, объятия. рукопожатия, гул голосов. Мы впервые встречаем людей за почти 7 месяцев дрейфа. Вновь прибывших разбираем по домикам, у меня поселился А. Висневский.

Руководитель полетов ледовой базы, который также прилетел вместе с сезонным отрядом, осмотрел нашу полосу и высоко оценил проделанную работу, порекомендовав немного сколоть бугры в отдельных местах, залить неровности и вместо флажков поставить транспаранты.

Сезонный отряд проделал длительный путь. Ребята на автобусе доехали до Тромсе, а затем на самолете долетели до Лонгиенбира (арх. Шпицберген), откуда опять же самолетом добрались до ледовой базы «Барнео» и уж затем вертолетом к нам на станцию. Сезонников 8 человек. В каюте поставили еще 2 обеденных стола, чтобы питаться в одну смену.

06.04.09 пнд
С прибытием сезонного отряда станционный ритм немного изменился и перешел в состояние легкого сумбура. Сезонники наладили свои наблюдения, среди которых есть очень интересные и совершенно новые. Это и полеты беспилотного летательного аппарата с целью осмотра ледовой обстановки на удалении от станции до 10 км. Ребята поднимают аэростат и выполняют ветровое зондирование атмосферы на высоте до 2 км.
Сходили с Лехой на полосу, осмотрели, что еще необходимо сделать. Сделали транспаранты и поставили их вместо флажков, залили в отдельных местах неровности льда. Полоса стала смотреться гладкой, можно и на коньках кататься..
В целом все идет по плану как у постоянного состава, так и у сезонного отряда. Есть небольшие проблемы, но они решаются. В большинстве случаев виноват пока еще крепкий до минус 34 градусов Цельсия мороз, а новая техника не любит таких холодов.
Нас проинформировали, что возможен прилет канадского самолета, принадлежащего Институту полярных и морских исследований им. А. Вегенера. Самолет осуществляет облет акватории океана и выполняет разные виды наблюдений и измерений.

07.04.09 втр
Семь месяцев дрейфа на льду позади. Пока подводить итоги рано, но можно уверенно сказать, что дрейф проходит спокойно. Невзирая на отдельные негативные моменты в нашей рутинной жизни и влияние природных сил мы работаем в спокойной и нормальной атмосфере.
Сегодня над станцией был зафиксирован 4-х винтовой самолет серой окраски со слабо различимыми опознавательными знаками. Самолет кружился над нами в течение 18 минут и в это время фотографировал станцию. Ребята фотографировали и снимали на видео его кружение, это позволило установить нам его канадское происхождение. Об этом отчетливо говорил маленький кленовый листик на хвостовом оперении. В отношении типа самолета мнения разошлись – одни говорили, что это «Геркулес», другие утверждали, что разведывательный самолет «Орион». Это не имеет значения, важно то, что он фиксировал нашу станцию с какой-то неизвестной нам целью, а тип летательного аппарата вторично. Возможно, что это канадская ледовая служба выполняла плановый облет акватории СЛО, возможно, что это разведывательный самолет. Можно предполагать и фантазировать, что угодно. В любом случае мы уже под «колпаком» иностранцев и за нами наблюдают.

10.04.09 птн
Из института сообщили, что к нам прилетит самолет. Мне начальник дал указание встретить его. После ужина поехали на полосу вместе с Томашем, Женей Медведкиным и Никитой Кузнецовым.
Было прохладно, мы с Томашем зашли в палатку, чтобы укрыться от колючего ветра, и внезапно услышали шум приближающегося самолета. Поперек полосы на высоте около 200 м летел 2-х моторный самолет. Это и был Basler BT-67 Polar 5. Самолет принадлежит АВИ, выполняет различные полеты с научными целями как в Арктике, так и в Антарктике. Сейчас к нам прилетела группа из 5 ученых из разных канадских научных центров, возглавлял которую мой давний знакомый из АВИ доктор Кристиан Хаас. Он уже более 3 лет вместе с семьей работает в Канаде. Мы отвезли иностранцев на станцию, а экипаж остался на заправку. Мы заранее подвезли на полосу 20 бочек с керосином. Экипаж использовал только 8 бочек.
Посидели недолго в кают-компании, поболтали, вспомнили старых знакомых и друзей, выпили по маленькой рюмке виски. Гости подарили нам 2 упаковки пива и 2 коробки с вином. Мы отблагодарили их 2 бутылками водки «Путинка». Проводили ребят тепло. Самолет долго не взлетал, стоял на полосе с работающими двигателями. Меня в это время скребла предательская и подленькая мысль, а хорошее ли топливо мы им привезли. Ведь закачивали топливо из танков «Академика Федорова» еще в сентябре прошлого года, оно пережило морозную зиму и в каком состоянии оно находится мы, конечно, оценить не могли. Бочки с топливом были опломбированы и мы не могли их вскрыть. После длительного прогрева двигателей самолет вырулил на полосу и после короткого разбега, подняв бурю снежной пыли, медленно взмыл в небо. На душе отлегло.

12.04.09 вскр
Сегодня нашу льдину вновь посетили непрошенные «гости» в виде 2 трещин, которые опоясали лагерь станции с северной и южной сторон. Трещины прошли в непосредственной близости от некоторых станционных строений, а также под одной из эстакад с ящиками. Гидрологический терминал оказался на противоположной от трещины стороне. Ширина трещин небольшая, около 40 см. Особого беспокойства трещины нам не доставили, но две эстакады мы перевезли на новое место. Заодно привезли с топливной базы 66 бочек с топливом, рядом с топливным депо тоже прошла трещина. Часть бочек увезли на базовую льдину, а часть откатили подальше от трещины. Таким образом обеспечили себе топливный запас до конца мая. Размеры нашей льдины, по которой не прошли трещины, сократились до мизерных.
Бульдозер и шнекоротор работали в течение дня. Температура воздуха минус 30 градусов Цельсия, ветер ЮЗ 6 м/с. Дрейф ускорился до 0.3 км/час.

14.04.09 втр
Вплоть до полуночи занимались ремонтом лебедки, на которой осуществляется подъем и спуск аэростата. Заклинил тросоукладчик. Пришлось долго повозиться, чтобы снять кожух и добраться до тросоукладчика. Схемы нет, поэтому разбирали по месту. Проинформировали немцев, которым эта лебедка принадлежит, и те дали добро на разборку лебедки. Мы уже приступили к демонтажу, когда немцы прислали нам схемы устройства тросоукладчика и снятия кожуха. Мы уже к этому времени добрались до места поломки. Правда, при этом вынужденно демонтировали нижний обогрев, который кустарным способом был установлен в нижней части основания. Потом мы заменили его на наш ленточный ТЭН. В результате наших действий тросоукладчик был починен, а я проставил ребятам немного спирта. Они это заслужили, и отремонтировали лебедку, и спасли таким образом наблюдения, и показали себя профессионалами, которым любая проблема по плечу.

15.04.09 срд
Потеплело, если позволительно такое сравнение в Арктике. Температура воздуха повысилась до минус 22 градусов Цельсия, и это после почти полуторамесячных устойчивых морозов ниже минус 30 градусов. Усилился ветер, а вместе с ним и дрейф до 0.6 км/час. Дрейфуем в северо-восточном направлении и с каждым часом приближаемся к 88 градусу северной широты. Мы уже давно не покоряли новых широт, так что позабыли вкус достижений. Солнечно, но Солнце пока невысоко, снег не тает. Новые «гости» в виде трещин ведут себя спокойно и смирно.

21.04.09 пнд
Жизнь протекает спокойно и в нормальном режиме. Суета и авральщина нам не нужна. Неизвестно, сколько нам еще предстоит провести на льду, поэтому надо беречь свои силы. Впереди трудный период в жизни дрейфующей станции – летнее таяние, когда вода везде и проникает всюду. А у нас будут серьезные проблемы с водой. Некоторые домики стоят либо просто на снегу, либо на тонких досках. Их необходимо либо поставить повыше, либо перевезти на новое место. Только вот мест особых нет, льдина маленькая и все расположено впритык. Об этом и думать не хочется, но эпизодически проблема поднимается. Постоянно о повышении уровня воды в газгенной сообщает аэролог, вода вновь стала подмачивать домик радиста. Я удивляюсь только, как она еще не проникла в дома метеорологов, которые стоят на расстоянии вытянутой ладони от домика радиста. Эти три дома -радиста и метеорологов вмерзли в лед, и теперь, чтобы перевезти их на новое место, надо разобрать на панели. После убытия сезонного отряда надо будет в срочном порядке заниматься их расчисткой от снега и попытаться поднять на брусья с помощью домкратов.
Сегодня задуло, вновь задребезжала заслонка в моей печи, это явный признак сильного ветра. Дрейф ускорился до 900 м в час, движемся в восточном направлении вдоль 88 с.ш., который мы все-таки успешно покорили 17 апреля накануне Пасхи. Позади также и 2000 км, которые мы преодолели за 7 месяцев и 2 недели.

22.04.09 срд
Сегодня решили подвезти очередной запас топлива на льдину. Это планировали сделать еще вчера, но задул ветер, и мероприятие пришлось отложить. Вопрос о целесообразности этой процедуры остается под сомнением. Сейчас на самой базовой льдине сосредоточено достаточное количество бочек, топлива хватает до середины мая. Концентрировать на небольшой льдине дополнительный запас бочек и создавать таким образом нагрузку, наверно, не стоит, но так решил начальник. А тут еще в дополнение к мелким проблемам сломался бульдозер, и пришлось механикам переставлять «лопату» на другой трактор. Так что подвоз бочек вновь переносится на следующий день.
Ветер не утихает, низовая метель. Вновь заметает входную дверь и приходится периодические ее откапывать, чтобы выбраться наружу. Дрейф 0.7 км/час, дрейфуем вдоль 88 с.ш.

23.04.09 чтв
Сегодня незадолго до завтрака неожиданно раздался телефонный звонок. Звонит аэролог Громов и сообщает, что газгенную затопило водой. Я уже давно советовал ему перенести ее на новое место, пока вода не затопила помещение. Он все оттягивал этот момент и надеялся доработать до окончания дрейфа, хотя постоянно отчерпывал поступающую воду. Теперь уже вода диктует нам свои правила.
Пришли с Лехой оценить ситуацию. Плохо дело, вода выступила и полностью покрыла помещение на 20-25 см. Юра успел вытащить все свои химикаты, внутри осталась только установка по производству водорода. О перемещении газгенной на новое место и речи не могло быть, ее не откопать из-за воды, да и снега вокруг намело выше крыши. Решили поставить палатку и туда перенести установку. В общем так и сделали. На доски положили стеновые панели, сверху постелили фанеру, ее закрыли полиэтиленом и мешками, а сверху это постамент накрыли палаткой. Возились долго и времени потратили на сооружение новой газгенной потратили много. Юра тем не менее остался скептически настроенным и постоянно говорил, что ему неудобно работать. Другого варианта мы не могли предложить – панелей мало, да к тому же нет полозьев под санки. Начальник не хотел давать новые панели, и он прав, поскольку панели будут загрязнены отходами производства водорода в процессе слива из баллона. И после этого панели уже ни для чего непригодны.
Вечером был прощальный ужин по случаю убытия сезонного отряда. Я немного подколол Висневского, упомянув известное выражение Жванецкого, что жаль, что мы так и не услышали начальника сезонного отряда. Он отреагировал молниеносно и через несколько минут на столе появились дополнительные алкогольные напитки, что нехарактерно для нашего начальника. Повеселились от души, давно не было такого куража, даже песни пели, последний раз мы это делали в новогоднюю ночь.

25.04.09 сбт
Сегодня улетел сезонный отряд, а вместе с ребятами и наш ледоисследователь Томаш Петровский. На станции остался Сережа Шутилин. Томаш много сил и души вложил в обустройство станции и поддержание чистоты, на нем лежала ответственность за выполнение ледовой программы. Он следил за техническим состоянием всего ледобурового оборудования, принял самое активное участие в поиске и строительстве полосы для самолета, пробурил несчетное количество лунок под разные цели. Человек физически крепкий и выносливый он был незаменим во многих делах. У него хорошее увлечение – пчеловодство, в нем его душа. Наступает сезон сбора меда, и сердце Томаша рядом с пчелами. Так что его отлет понятен.
На станцию прилетел директор Музея Арктики и Антарктики Виктор Ильич Боярский, а также норвежский путешественник Борге Ослунд. Виктор подбросил нам остатки продуктов с ледовой базы «Барнео», за что мы ему бескрайне благодарны. Мы уже соскучились по хорошему и относительно свежему хлебу, а также овощам. Ассортимент нашего питания расширился, пища приобрела иной вкус.
Ребята улетели, а мы продолжили свой дрейф. На станции стало свободнее. В кают-компании убрали 2 стола, стало просторнее.

29.04.09 срд
Сегодня выдался хороший трудовой день для меня. Утром вместе с Женей и Никитой выполнили ледовый профиль на полигоне. Мы его наметили еще заранее. Сначала не заладилось – не смогли запустить снегоход «Буран» и мобильный бензоагрегат «Хонда». Пришлось тащить большой дизель-агрегат «Вепрь» на волокуше, хорошо, что расстояние до станции небольшое. Погода солнечная и безветренная. Поработали всласть, хотя и на профиле был момент, когда шнек бура застрял в лунке и возникла ситуация его потери, но сумели извлечь без потерь.
После обеда выбурили майну под акустический измеритель течений для океанологов. В этой работе нам помогали океанологи – Ипатов и Кузьмин. Поскольку бензиновый мотобур Jiffy не запустился, пришлось бурить вручную кольцевым буром. Постепенно выбуривая слой за слоем и выбирая снежуру, мы за 2 часа сделали хорошую и чистую майну. Толщина льда больше 165 см.
Сегодня же Галий приступил к расчистке пространства вокруг домика радиста и метеорологов от снега. Радист утром выкачивал вновь поступающую в его домик воду. Вот уж действительно головная боль для нас – подтопление домов. А вокруг домиков метео и радиста накопилось не только много снега, но и ящики. Все это вмерзло в лед и придется все вычищать, чтобы приподнять их на брусья.
За ужином начальник сообщил, что завтра планируется прилет самолета к нам и сброс какого-то контейнера. Народ сразу же включил фантазию и стал высказывать самые нелепые предположения о содержимом сбрасываемого материала.

30.04.09 чтв
Банный день. погода солнечная и тихая. Повар даже успел окунуться в майне, которую мы выбурили под измеритель течений. Я сам во время бани несколько раз выходил на свежий воздух, тело заряжалось свежим воздухом и солнечным светом.
Как и было запланировано, прилетал АН-12. Он покружился над станцией около 10 минут и сбросил для нас небольшой контейнер с олениной и рыбой.

Прибытие вертолета с Большой Земли
Прибытие вертолета с Большой Земли
comments powered by HyperComments