СП-36 2008-2009 год

Дневник экспедиции СП-36, часть 8

493

Начало весны, с каждым днем становится светлее

04.03.09 срд

Вот и наступил новый месяц – первый месяц весны по календарю. Весенний он там, на материке, а здесь весной пока и не пахнет, стоит глубокая зима. С каждым днем становится светлее, а от этого и радостнее на сердце.

Скоро появится краешек диска, а затем и все светило. Но уже и сейчас можно любоваться суровым и холодным пейзажем. Вокруг станции высятся торосы, а снег отсвечивает не белизной, а синевой при еще неярком освещении. И вокруг тишина и покой.

Весенний пейзаж станции
Весенний пейзаж станции

07.03.09 сбт

Сегодня полгода с начала дрейфа. Получили правительственное поздравление, а также поздравления от директора института и начальника ВАЭ. Ребята сделали плакат по этому событию, получилось недурно и даже с юмором.

Плакат, посвященный 6 месяцам дрейфа
Плакат, посвященный 6 месяцам дрейфа

Погода тоже решила внести свой вклад это событие. Задул редкий ветер северо-западного направления, не сильный около 8 м/с. Этого оказалось достаточным, чтобы привести в движение массив льда, который с напором стал давить на нашу льдину. Она вновь сотрясается от ударов и крошится по краям от давления соседних льдин.

Стоит угрожающий шум и треск от яростно наползающих на нашу крохотную льдинку глыб льда. Давление и пресс работают минуты 3-4, а затем наступает кратковременная передышка, будто льдины выдохнулись в своем напоре, но затем механизм вновь приводится в движение невидимыми природными силами.

Мой домик вновь содрогается под хлесткими порывами ветра и сотрясается от толчков льда. В щели входной двери наносит снежную пыль, и у входа формируется небольшой сугробчик снега.

13.03.09 птн

Сегодня ночью нашу маленькую льдинку непродолжительно, но довольно сильно потрясло.

Во-первых, сутки назад через обломок нашей льдины прошла очередная трещина. Это Луна послала нам прощальный привет, уходя за горизонт. Трещина особого беспокойства нам не доставила, но из-за близости к домику Петровского, последний пришлось вновь перевозить. На сей раз с помощью трактора.

Новая трещина
Новая трещина

В прошлый раз это делали лебедкой, инструментом немного опасным. На СП-35 во время применения этой лебедки рычаг в виде куска трубы отработал назад и ударил по голове механика и нанес ему черепно-мозговую травму.

Станционный доктор весь поседел, выхаживая его в этих полевых условиях. А мы прекрасно знаем, что если трактор запущен и работает, то начальник обязательно придумает еще какую-нибудь работу.

Так и получилось. Трещина прошла через одно топливное депо, разделив его таким образом, что часть бочек оказались по ее разные стороны. Привезли 30 бочек с топливом с ближайшего к станции остатка депо. Это и правильно сделали, топливо всегда нужно иметь вблизи.

Во-вторых, новая трещина решила не отдаляться далеко от «материнской» части и ночью придвинулась к ней поближе, да так неуклюже, что народ повыскакивал из домиков в поисках очередного разлома. Но обошлось, только на долго ли.

Появился краешек диска Солнца и послал нам первый луч. Зрелище завораживающее – от края Солнца вверх уходит луч и окрашивает в нежно розовый цвет часть облака.

Первые лучи весеннего солнца
Первые лучи весеннего солнца

На трудовом порыве перенесли подальше от трещины и метеомачту с датчиками. Это уже второй перенос, проделали все довольно быстро, при естественном освещении такое мероприятие проходит живее, чем в темноте. В темноте мы шли на ощупь, неся на своих плечах тяжеленную мачту.

Установили мачту на новое место
Установили мачту на новое место

16.03.09 пнд

На станцию обрушилась волна травм и болезней. Сильно поранил руку во время заточки ножа Саша Ипатов и выбыл из строя как рабочая единица. Он постоянно выходит на станционные мероприятия, но мы его не подпускаем к работе.

Пошли простуды. В целом за неделю 9 человек по разным поводам обратились за помощью к врачу. Это своеобразный «рекорд» заболеваемости. В это число вошел и я, во время перевозки бочек немного надорвал себе поясницу, теперь мучаюсь.

17.03.09 втр

В ночь с 17 на 18 марта я вместе Томашем и Женей Медведкиным отправились на поиски льдины под взлетно-посадочную полосу. Мы с Женей в качестве пассажиров, а Томаш водителем «Бурана».

Во-первых, настаивает Соколов В., а во-вторых, это действительно необходимо сделать. Получили из института рекомендации в каком направлении вести поиски, а также спутниковый снимок. Располагая сведениями, мы и отправились на поиск.

Погода сказочная, вокруг все сверкает под лучами набирающего высоту Солнца, крепкий мороз и слабый ветер. Нам с Женей не так достается как Томашу, у него лицо красное от ветра и мороза.

За нами увязался Дик, просто бежал на удалении от снегохода. Пытались прокатить его на санях, держа на руках, но он вырвался и продолжал бежать рядом. Видно, выхлопные газы сильно беспокоили его.

Наш повзрослевший товарищ Дик
Наш повзрослевший товарищ Дик

Площадок, пригодных под ВПП, мы не обнаружили. Вернее, то что нам рекомендовали, не совсем подходит по своим размерах для ВПП, о чем и уведомили институт.

18.03.09 срд

Начальник ВАЭ Соколов В. убедительно настаивает на продолжении поиска льдины под ВПП.

Выехали с Томашем на осмотр одного места, рекомендованного ААНИИ. Вчера мы не смогли определить там толщину льда, не заработал мотобур из-за крепкого мороза.

Том захватил бензопилу с шиной длиной 90 см. Пропили лед в одном месте – толщина 68 см, в другом пропилить до появления воды не смогли, из чего сделали вывод, что толщина льда больше 90 см. Проехали немного вперед на соседнее разводье, оно оказалось более подходящим по своим размерам под ВПП. Решили строить ВПП здесь.

Запустили трактор и после ужина перегнали его к месту строительства ВПП. Вновь возникли проблемы с работой снегохода, постоянно выходил из строя топливный насос. В результате вынуждены были поменять планы, и вместо работы на полосе, трактор оставили в работающем состоянии на полосе, а сами вернули на станцию. Надо привести в порядок снегоход, чтобы можно было доставлять людей и инструменты.

19.03.09 чтв

После завтрака Томаш отвез на полосу Галия, а также бочки с топливом для трактора. Температура воздуха незначительно повысилась, снегоход работает нормально, без перебоев.

Трактор в течение ночи не заглох, приступили к очистке места под полосу от снега и мелких торосов.

Вечером перед ужином трактор вновь пригнали в лагерь станции по решению начальника. Надо смастерить так называемую «гладилку» на основе волокуши, а также отвезти на полосу палатку, инструменты и многое другое. Освободили от бочек одну волокушу под «гладилку», а также откапали из-под снега брусья.

Мне раньше не приходилось принимать участие в строительстве ВПП, поэтому я слабо представляю себе этот процесс. Брусья нужны для того, чтобы на них положить заполненные водой бочки для утяжеления. Трактор будет таскать полосе волокушу с бочками и как бы «гладить» ее.

Помогли А. Быкову поменять колесо на «Лопасне». В течение ночи он отремонтировал ее частично, по крайней мере, двигатель заработал. Осталось отрегулировать скорости, а также подкачать колеса.

21.03.09 сбт

Вчера была плановая баня, поэтому работы на полосе не велись.

Сегодня смастерили некое подобие «гладилки». Начальник накануне бани раздал остатки пива народу, вот некоторые и упились в «зюзю». Нам нужна помощь начальника ДЭС, а он кривой ходит, от него вместе с алкогольными парами исходит и раздражение. Любое замечание или предложение начальника по устройству гладилки воспринимается им в таком состоянии раздражительно, возникает атмосфера нервозности. Повар также набрался как следует, ему много и не требуется, чтобы дойти до ручки.

День был насыщен работой. Откопали на топливном складе бочки с топливом для трактора, освободили одну волокушу. Затем отвезли на полосу гладилку, нагрузив её всяким барахлом, включая и палатку. По дороге все растрясли, и наша гладилка развалилась.

Кроме этого опять подвел «Буран». До полосы довезли только гладилку с палаткой, а печь оставили на санях вместе с «Бураном». Палатку растянули в конце полосы. В лагерь станции возвращались пешком.

Галий остался на полосе и продолжил расчистку места. В одном месте при расчистке от торосов показалась вода, Галий испугался серьезно. Я его прекрасно понимаю, насколько это тревожно увидеть под гусеницами трактора проступившую воду.

Томаш потом определил в этом месте толщину, которая оказалась 62 см. Да, это действительно опасно и не только для трактора, но и для самолета. Вечером Томаш привез Галия обратно на станцию.

22.03.09 вскр

Работа на полосе продолжается. С утра до обеда с Галием на полосе находился Сережа Овчинников, а потом он работал в одиночку. Начальник выдал ему ружье от медведей, но зачем, если он и так под надежной защитой железного коня.

Вечером Томаш поехал его забирать, но опять возникла проблема со снегоходом. Мы в это в время с А. Быковым ставили колеса на «Лопасню». Томаш сообщил по рации, что возникла проблема и они не могут вернуться обратно. Посокльку у нас рации не было, то мы об этом и не знали.

Прибегает наш радист с заспанным лицом и сообщает новость. Пришлось ускориться, а тут как назло не заводится «Лопасня». Сильный мороз, двигатель остыл. Алексей всяческими ухищрениями и прогреваниями все-таки запустил двигатель.

По возвращении можно было наблюдать картинку, как «Лопасня» тащит санки, на которых стоит «Буран». Вот так приходится работать, техника ненадежна и при сильном морозе обязательно возникают проблемы.

Лопасня - колесный снегоболотоход
Лопасня - колесный снегоболотоход

23.03.09 пнд

До обеда пытались собрать устройство под названием «гладилка». Для этого разобрали старую конструкцию и на ее базе собрали новую – связали металлическим тросом брусья с распорками между ними.

После ужина начальник поехал на полосу и переделал нашу «гладилку» - пропустил трос под волокушей. Я стал философски относиться к подобным вещам, пусть делает так, как считает нужным, лишь бы только это было на пользу делу. Меня это совершенно не коробит.

24.03.09 втр

Утром плохо себя почувствовал Галий, головокружение, повышенное давление и сердцебиение. Признаки физического переутомления. Пришлось доктору отстранить его от работы вообще, он дал ему успокоительное и снотворное. Парень хоть отдохнет немного от этой выматывающей работы.

Запустили второй трактор, который перегнал на полосу Томаш. Он там же и работал на нем, гладил полосу, а начальник сгребал снег и срубал мелкие торосы.

День сегодня выдался немного неудачный, не задался с самого утра. Гладилка, которую соорудил начальник, оказалась тоже не очень пригодной для «глажения» льда. Пустые бочки заполнили водой, в результате трактор просто был не в состоянии тащить ее. Пришлось «гладилку» облегчить и сбросить одну бочку. Трактор пробуксовывал на льду.

Не завелся «Буран», не было подачи топлива. Мы с Климовым провозились на морозе около 5 часов, сняв и продув всю систему подачи топлива. Я замерз и ушел в домик, а Алексей все-таки добился подачи топлива, но запустить мы его так и не смогли.

Погода холодная, температура воздуха ниже минус 36 градусов и при северном ветре со скоростью около 5 м/с.

25.03.09 срд

Приступили к скалыванию ледяных бугров и гряд на полосе. До обеда проделали хорошую и объемную работу, используя бензопилы и пешни. Активно и без устали, будто сам себя подгоняя, работал бензопилой Сережа Овчинников.

Начальное пессимистическое настроение, вызванное большим объемом работы, сменилось на противоположное. Появилась надежда, что мы сможем сделать полосу и, возможно, за короткий период и успеем к указанному сроку – 01 апреля.

Во второй половине дня, когда на полосу поехали ребята из другой бригады, ситуация. а вместе с ней и настроение, сменились на упаднические. Пришла черная полоса. Вышли из строя обе бензопилы. Полетела «Лопасня» - колесный снегоболотоход, на котором мы добирались до полосы. Внутри салона тепло во время переезда, а теперь придется либо ездить на «Буране», либо ходить пешком на таком лютом морозе. По-прежнему не можем отремонтировать «Буран».

Поставил с Леней Пановым палатку КАПШ для более комфортного ремонта «Бурана», внутри можно установить обогрев палатки и вести ремонт в теплых условиях.

26.03.09 чтв

Вместо бензопил, которые не поддаются ремонту, решили использовать электропилу «Макита». Для этого необходимо запустить бензиновый генератор «Хонда», который находится на полосе в палатке.

Бензиновые двигатели на морозе запускаются крайне сложно и трудно, как правило, их надо изначально нагреть. В общем наша надежда запустить «Хонду» не оправдалась, «Хонда» так ни разу и не чихнула, хотя мы пытались ее обогревать выхлопными газами работающей, но не передвигающейся «Лопасни».

В результате пришлось кайлить лед пешнями до обеда, медленная и каторжная работа. Руки устают от работы пешней, в процессе такой работы представляются городские дворники. И тем не менее мы вчетвером сделали немало и срубили значительных размеров гряду.

Удалось запустить «Буран». Поменяли и прочистили все, что только можно, а он поработает недолго и глохнет. В конце концов поменяли карбюратор и снегоход заработал. Это уже большой успех. Теперь можно на полосу отвезти дизельный генератор, чтобы запустить электропилу.

Запускаем дизель на станции, ставим на сани и транспортируем его «Бураном» на полосу. Картина – на санях сидят сжавшись в комок от холода люди и тарахтящий дизель-генератор, а Томаш, подставляя колючему ветру свое лицо, везет все это на полосу.

Дело сдвинулось с места, теперь работаем 2 электропилами, правда, производительность отечественной электропилы слабая в сравнении с японской. Трактор по-прежнему очищает полосу от снега и мелких торосов.

Работа электропилой
http://churun.ru/wp-content/uploads/2017/03/IMG_0911-690x518.jpg
Работа электропилой

29.03.09 вскр

Работы на полосе продолжаются. Тяжелая и выматывающая работа по очистке ледяной поверхности от гряд, торосов, выступов подходит к завершению.

Работает трактор с гладилкой по подготовке взлетно-посадочной полосы
Работает трактор с гладилкой по подготовке взлетно-посадочной полосы

Хорошо, что нас не подвела электропила «Макита», с ее помощью мы срезали большое число ледяных бугров, без нее мы бы пропали.

Вчера, правда, во время работы лопнула цепь, и у меня внутри вновь похолодело, но оказалось, что у нас имеется достаточный запас цепей.

От электропилы российского производства пришлось отказаться, слишком низкая производительность труда. Уже явно просматриваются контуры будущей полосы.

Сегодня приступили к заливке полосы морской водой. Томаш торопится, хотя я ему неоднократно говорил, что надо завершить процесс сколки и механического выравнивания поверхности, и только потом заливать водой.

Заливка тоже требует особого подхода. Надо сначала пробурить лунку, запустить мотопомпу, вставить в лунку шланг и направить водную струю в место заливки, а затем все это перенести на новое место, причем почти бегом.

Мотопомпа работает нормально, так что хоть в этом процессе пока нет проблем. Но бугров и неровностей на полосе еще хоть отбавляй, так что воды придется лить немерено.

30.03.09 пнд

Холодно, очень холодно. Температура воздуха минус 36 градусов Цельсия, ветер 4-5 м/с. Мерзнут лицо и пальцы рук. Обулся в унты, а также в меховые носки, так что ноги не мерзнут. Техника пока работает нормально, но кратковременные остановки возникают постоянно. Часто останавливается «Буран», приходится на морозе голыми руками разбирать и чистить топливный насос. Иногда глохнет дизель-генератор, дизтопливо густеет на морозе. Вновь лопнула цепь на электропиле. Мороз сказывается. Вот с такими усилиями и проблемами мы строим полосу.

31.03.09 втр

Мороз не отступает, температура воздуха устойчиво держится у отметки минус 37 градусов Цельсия. Ветер немного усилился. Холод пробирает до костей.

Томаш с ребятами с утра уехали на полосу устанавливать маркировочные флажки. Ребята продрогли как бездомные собаки. Томаш обморозил лицо в очередной раз, оно у него красное от ветра, а в местах обморожения покрылось коркой. «Буран» по-прежнему капризничает и часто останавливается из-за снежной кашицы в топливном насосе. Руки стынут на морозе во время прочистки насоса.

Суровое лицо полярника
Суровое лицо полярника

Начальник дал мне указание продолжать работы по сколке льда. Галий работает на полосе, таская «гладилку». Полоса внешне смотрится неплохо, но мелких неровностей, особенно по краям еще предостаточно, есть бугорки и в центре.

Томаш отказался ехать на полосу, он действительно устал и ему необходимо отдохнуть. Я пришел на полосу пешком и начал вручную пешней скалывать лед в местах неровностей.

Галий отцепил «гладилку» и стал крутиться трактором на одном месте, давя таким образом мелкие несколотые мною бугорки. Таким способом мы срезали и выровняли значительную площадь полосы. Я вымок до нательной рубашки, пришлось забираться в кабину трактора для согрева.

По рации нам сообщили, что надо вернуться в лагерь станции и готовить площадку для посадки вертолета. Завтра должен прилететь вертолетом сезонный отряд. Вот так все резко изменилось. Томаш предполагал такой вариант развития событий. Вопрос зачем мы мерзли на холоде и ветру, строя полосу, как бы сам собой повис в воздухе и остался без ответа.

Пейзаж
comments powered by HyperComments