СП-36 2008-2009 год

Дневник экспедиции СП-36, часть 7

419

2009 год наступил

02.01.09 пятница

Вот и наступил долгожданный мною Новый год. Внутренне осознание того, что в этом году завершится дрейф и нас снимут, греет душу. Переход в новый год своеобразный пичок, после преодоления которого время начинает работать на тебя.

А уж после восхода солнца настроение и вовсе поднимается на вершину. Все-таки дрейф утомительное событие, и несмотря на то, что сейчас несравненно легче дрейфовать, чем а прошлом столетии, длительное пребывание в условиях холода, ночи и оторванности от нормальной жизни сказывается на здоровье не самым благоприятным образом.

Разукрасили кают-компанию, повесили снежинки, гирлянды, установили елочку, оформили подсветку. В общем, постарались создать праздничную атмосферу и, на мой взгляд, это удалось нам неплохо.

Получили поздравления от Чилингарова, Бедрицкого и директора ААНИИ Фролова, частных лиц. Было душевно и празднично. Немного грустно встречать Новый год вдали от родного дома.

Накануне звонил домой и поздравлял Машеньку с днем рождения. Она мне с гордостью сообщила, что ей уже пять лет. Да, летит время, еще свежи в памяти дни, когда она была крохой, малюткой, а сейчас уже вовсю повзрослела и так здорово общается по телефону.

Погода на удивление стоит тихая и спокойная.

Новогодний стол
Новогодний стол
Украшение новогоднего стола – торт весом 14 кг
Украшение новогоднего стола – торт весом 14 кг
С А.Лугининым у новогодней елочки
С А.Лугининым у новогодней елочки
Общее новогоднее фото
Общее новогоднее фото

04.01.09 воскресенье

Курортный спокойный период нашего дрейфа закончился. Сегодня Томаш при объезде льдины обнаружил трещину, которая прошла через метеоплощадку. Не знаю, что нас ждет впереди и как мы будем поступать, но спячка завершилась.

Наступают тревожные и наполненные постоянным напряжением дни. Близость трещины будет давить на нервы и постоянно напоминать о себе. Да, героики не удалось избежать. Об изменении в ледовой обстановке сообщили Соколову и получили от него вводные. Как заметил Томаш, указания давать легко, значительно сложнее их выполнить.

Паники нет, но на всякий случай готовим трактор для перетаскивания домиков и имущества. Вот в такие моменты сразу же понимаешь неповоротливость и не мобильность нашей станции.

При наличии иных сооружений в виде домиков на санях с фторопластовыми лыжами или утепленных палаток мы бы быстро переместили, что необходимо, на новое место. Нужен совершенно новый тип лагеря – мобильный и подвижный, не обремененный огромным тяжелым имуществом и топливом.

02.02.09 понедельник

За последний месяц произошли серьезные изменения на станции. В третьей декаде января льдина подверглась атаке со стороны окружающих ледяных полей и внутренних сил природы. Через льдину и лагерь прошла очередная магистральная трещина. А северная часть льдины так и вовсе испещрена сетью тонких нитевидных трещин. Они узенькими едва различимыми нитями прошли от края льдины вплоть до отдельных станционных построек.

Трещина разошлась на 4- 5 м, а затем поджалась к родной льдине и вместе стыка возникли небольшие торосы. В результате мы вынуждены были в срочном порядке извлекать из воды регистратор течений, торосы буквально наползали на лунку с прибором.

Возились с выбуриванием льда долго, было холодно, и бур работал крайне плохо. Приходилось постоянно отогревать технику, но общими усилиями прибор подняли на поверхность.

На оторванной льдине остались в свободном плавании трактор, палатка с акустическим доплеровским регистратором параметров течений, бочки с дизтопливом и регистраторы температуры воды и солености.

Установили ежечасное наблюдение за ледовой ситуацией по «ночам», совершаем обход лагеря станции. Мера вынужденная и верная по сути. Трещина дышит, это не удивительно. А вот трещина, которая прошла рядом с метеоплощадкой, себя не проявляет, смерзлась с основной льдиной и занесена снегом, так что и найти ее трудно. И тем не менее мы перенесли метеомачту на новое место, а затем метеорологи перенесли и остальные приборы.

Кроме трещин, которые доставили нам хлопоты и беспокойство, нас стал терзать избыточный вес снега. В отдельных местах накопилась избыточная снежная масса, и вода стала поступать вверх на поверхность льда. Возникла угроза вмерзания в лед надувного ангара для выпуска аэрологических радиозондов.

Ангар откопали от снега и перенесли на новое место, а вот газгольдер – палатка, в которой хранится шар с запасом водорода, спасти не удалось. Она теперь стоит вмерзшая в лед.

От трещины пострадала одна из наших собачек – Дина. Она провалилась в трещину, хорошо, что рядом проходил Томаш и услышал ее уже ослабевающий визг. Успел вытащить из воды. Шерсть у нее пушистая, набрала воды много, Том ее с трудом извлек из трещины. Сначала отнесли в ДЭС и сушили там, а затем перенесли ко мне в домик. Почти сутки просидела в моем домике, сначала волновалась от непривычной обстановки, запахов и невозможности двигаться, но потом успокоилась.

Вообще январь был несколько неудачным. Ко всем неприятностям еще добавился и пожар в гидрологическом терминале, как мы его называем с легкой руки Сергея Лесенкова. Коротнуло масляный радиатор, и пожар стал быстро распространяться внутри помещения.

Я случайно вышел из домика, что-то толкнуло меня изнутри, увидел сначала яркое свечение у домика. подумал, что Саня Ипатов что-то там делает, но потом сообразил, что случилось что-то неладное и быстро побежал сообщить ребятам о пожаре.

В общем быстро локализовали огонь и не дали ему распространиться по всему помещению. В результате пострадали панели, одна выгорела насквозь, так что пришлось заменить потолок и стену. Полностью выгорел блок регулировки частоты спуска-подъема экспериментальной лебедки, и по мелочам. Лебедки и двигатели не пострадали. В целом отделались по малому.

Вчера перенесли на новое место палатку с постельным бельем и принадлежностями и станционной климатической одеждой. Январь выдался на редкость горячим и беспокойным месяцем.

Перенос метеомачты на новое место после прохождения трещины
Перенос метеомачты на новое место после прохождения трещины
Установка метеомачты после переноса
Установка метеомачты после переноса

12.02.09 чтв

Процесс сокращения линейных размеров нашей льдины и появление новых трещин продолжается.

Природа решила отыграться за спокойный почти пятимесячный дрейф и наслать на нас испытания на прочность и выдержку.

Все пришло в равновесие, ледовая ситуация стабилизировалась, мы привыкли к новым реалиям и успокоились. Перестали обходить ежечасно лагерь станции, в этом уже не было острой необходимости.

А природа ведет постоянную работу. И 10 февраля вся ее разрушающая энергия проявилась вновь. Задышала и стала расходиться трещина от 02 января вблизи метеоплощадки.

Разошлась магистральная трещина 22 января. В северной части льдины, наиболее подверженной разрушению, появилась свежая трещина, которая соединила две предыдущие. Прошла она рядом с местом установки акустического профилографа течений. Пришлось в срочном порядке выбуривать его из-под льда. Хорошо, что буровая техника работала относительно хорошо, и Томаш выбурил лед в лунке, который успел нарасти до 130 см, без особого напряжения.

Прибор извлекли без спешки, напряжения и быстро. Подцепили пропиленовый фал, на котором крепился прибор к «Бурану» и с его помощью вытащили около 100 м, остальную часть фала извлекли руками.

Перевезли трактором с оторванной части льдины на новое место 30 бочек с дизтопливом на двух волокушах. Одну волокушу оставили в южной части, а вторую подтащили к ДЭС. Это топливо передано нам с СП-35, очень плохого качества и наши станционные механики не любят его применять. Выбирать не приходится. Перевезли также ближе к аэрологическому ангару одну эстакаду с полупустыми ящиками.

В общем совершали некие спасательные действия, хотя, на мой взгляд, совершенно не надо было перевозить топливо, а ящики можно было транспортировать снегоходом. Вибрация от трактора на такой хрупкой и слабой льдине как наша является дополнительным динамическим фактором разрушения.

И это проявилось сегодня 12 февраля. Теперь уже в южной части появилась трещина. Поскольку мы ездили вблизи трещины от 02 января, пересекая ее несколько раз в разных направлениях, то она разошлась, а в местах поворота трактора появились ответвления.

Одним словом, наша льдина превратилась в обломок льда, окруженный ос всех сторон разводьями разной ширины. Обломки нашей льдины смещаются друг относительно друга, трутся в местах стыка, появляются свежие торосы, одним словом идет разрушительная работа внутренних сил природы.

Томаш объехал остатки базовой льдины на снегоходе и определил ее размеры и конфигурацию. Льдина представляет собой расширенную головную часть и узкую хвостовую. В расширенной части размеры 250х250 м, а ширина в узкой части составляет менее 70 м. Можно уверенно предсказать, что в ближайшее время хвостовая часть будет оторвана от родной льдины и со временем превратится в торосы.

Ретроспективный взгляд назад показывает, что свою лепту в разрушение базовой льдины внесло катание на тракторе. Там, где он ездил, обязательно впоследствии появлялись трещины и шло разрушение льда.

Особой тревоги в сложившейся ситуации нет, как это было вначале. Я уже мысленно свыкся с данной ситуацией и готовлю себя только к худшему – борьбе за живучесть станции и выживанию каждого ее сотрудника. Внутреннее желание дрейфовать спокойно, видно, не удастся реализовать.

Расчистка от избыточного снега у жилых балков
Расчистка от избыточного снега у жилых балков

13.02.09 птн

За завтраком Томаш подметил, что ветер усиливается, а скорость дрейфа не растет и не соответствует направлению и силе ветра? Иными словами, дрейф одиночной льдины отражает локальную динамику и не может быть распространен на массив. Вопрос в пространственных масштабах, а для этого нужен эксперимент.

16.02.09 пнд

Ночью начались подвижки в ледяном массиве. Льдины терлись боками друг о друга, издавая самые разнообразные звуки. В зависимости от воображения можно было  услышать любой звук – скрип дерева, шум грузового поезда и другие технические и природные шумы. Тональность и продолжительность звуковых эффектов менялась от места к месту, но общий шум массива был впечатляющим.

Я воочию наблюдал движение льдин и слышал разнообразные шумы во время обхода льдины. Очередной нажим оказался без последствий для нашей станционной льдины.

Небосвод уже светлый, в течение непродолжительного времени можно передвигаться по льдине без фонарика. Отчетливо просматриваются окружающие торосы и ледяные поля.

Наблюдали слабое полярное сияние, одноцветное по колориту. Это всего лишь второе полярное сияние, отмеченное нами за период дрейфа.

Свежая трещин в ледяном покрове вблизи станции
Свежая трещин в ледяном покрове вблизи станции

17.02.09 втр

В течение ночи несколько раз останавливался дизель-генератор. По словам механиков в цилиндры дизеля попал лед? Странное объяснение, поскольку дизельное топливо закачивается в топливный бак из бочек, стоящих в помещении и имеющих внутреннюю температуру.

Приборы не пострадали, устройства бесперебойного питания выдержали скачки напряжения и нагрузки.

Дежурные во время обхода станции обнаружили расхождение льдин на 2-4 м.

В домике радиста на полу проступила вода, откачивает насосом. Поступление воды остановилось. Факт малоприятный, в случае усиления подтапливания придется принимать неординарные меры – разбирать домик и перевозить все хозяйство радиста на новое место.

Домик занесен снегом по крышу и к тому же он стоит не на брусьях и вмерз в лед, так что трактором его не сдвинуть. Надеюсь, что до этого не дойдет, тем более, что в рядом расположенных домах метеорологов вода не наблюдается.

Температура воздуха опустилась до минус 36, давно такого не отмечалось.

Дрейф слабый.

Перекатили подальше от трещины бухту с кабелем. Возможно, что он пригодится для будущих экспедиций. Начальник утверждает, что видел следы песца, что на наш взгляд маловероятно. Мы бы заметили песца, да и собаки отреагировали бы. Это собачьи следы, занесенные снегом, и только.

Сегодня нам начальник сообщил, что введены лимиты на телефонные разговоры и урезана общая квота на служебную и частную переписку. Народ не доволен, но повлиять на ситуацию не может, да и, как всегда, подстроится под реалии и не почувствует никаких ограничений.

Станция в полярной ночи
Станция в полярной ночи

18.02.09 срд

Температура воздуха понизилась до минус 42.5 градусов, очень холодно. Ветер слабый, но лицо обжигает при такой температуре. Пока это абсолютный минимум не только для нашей станции, но и за период дрейфа предыдущих СП-34 и СП-35.

19.02.09 чтв

Сегодня температура воздуха продолжила свое понижение и опустилась до минус 45.9 градусов.

В ледяном массиве идут подвижки полей, наблюдается торошение в восточной части станционной льдины. Во время обхода льдины обнаружена трещина в южной части льдины в ее узкой хвостовой части. Процесс динамического разрушения льдины продолжается. Наблюдаются постоянные подвижки и смещения ледяных полей вокруг базовой льдины с выдавливание молодого льда в разводьях.

Ветер слабый, обычное явление при таких низких температурах. Типичная антициклональная погода.

Откатили от трещины 4 бухты с электрическим кабелем, пришлось попотеть. Бухты замело снегом и пришлось их сначала откопать, а затем две большие вытаскивать волоком из снежного окопа. Небольшая бухта с металлическим тросом оказалась прямо в зоне торошения и попала в «лапы» торосов, откуда вытащить ее не удалось.

Очень красив восход, вернее рассвет. Небо окрашивается в пурпурный цвет, переходя вверху в небесно-голубой и бирюзовый. Такого сочетания красок на небосводе на материке нет. Воздух стылый.

В домике тепло, и это при низкой подаче топлива в топку печи.

20.02.09 птн

Температура ночью опустилась до минус 47.3 градусов Цельсия. Это самая низкая температура, зарегистрированная в течение дрейфа, но наступление холода продолжается.

Сегодня плановая баня. Механики постарались и протопили помещение хорошо. В парилке очень жарко, но после сауны выходить на такой мороз немного боязно.

23.02.09 пнд

В течение дня наша станционная льдина периодически содрогается от ударов. Толчки такой силы, что ночью выскочил из домика и стал осматриваться вокруг в поисках свежего разлома.

Во время праздничного ужина, а сегодня День защитника Отечества, удар был такой силы, что зазвенела посуда на камбузе. Народ быстро и спешно выскочил на свежий воздух и разбрелся по льдине в поисках свежих разломов. Вокруг льдины идут сжатия, но толчки оказались без последствий для нашего маленького обломка льда.

По окончании ужина занялись подвозом топлива из топливного склада, расположенного на нашей базовой льдине. Остальные топливные склады сейчас находятся на оторванных полях, достать их пока сложно из-за разводий и торосов, окружающих нашу льдину.

Пересекли широту 87 с.ш.

Вахта в полярной ночи – перевозим имущество подальше от свежей трещины
Вахта в полярной ночи – перевозим имущество подальше от свежей трещины

24.02.09 втр

Сегодня задуло и очень сильно. Мы даже успели соскучиться по сильным ветрам. Температура воздуха стала повышаться. Вновь заметает входные двери, не успеваем откапываться от снега.

Я сегодня дежурный по камбузу, а ветреная погода выступает в качестве дополнительной нагрузки. Надо в метель натаскать снега для воды, а пока несешь снег до кают-компании, снежинки секут лицо и слепят глаза, забиваются в щели куртки. Вваливаешься в помещение в виде снежного кома.

Хорошо, что вчера после ужина при слабом ветре подвезли топливо для ДЭС, которое было на исходе, иначе пришлось бы совершать героический поступок в метущемся вихревом снежном потоке.

25.02.09 срд

Новолуние. Сюрпризов от природы пока нет. Ветер утих до умеренного. И это хорошо для дрейфа. Льдина ведет себя намного спокойнее в движении, нежели в период ветрового затишья. Драматические события с негативными последствиями в виде разломов и тещин случались на нашей льдине именно в период слабого дрейфа и безветрия.

Все на станции работает в штатном режиме, как отмечается в ежедневных диспетчерских сводках. И это соответствует действительности. Несмотря на кратковременные перебои в работе дизелей, рабочая обстановка на станции нормальная и спокойная.

26.02.09 чтв

Сегодня в 06:48 мск неожиданно остановился дизель. Механики быстро запустили второй, и остановка не отразилась на работе приборов и оборудования. За завтраком выяснилось, что в дизеле обнаружена трещина в блоке, через которую протекает масло.

Дальнейший тщательный осмотр дизеля показал, что вышел из строя запресованный вал промежуточной шестерни. Я небольшой знаток механических дел, но дизель окончательно вышел из строя и ремонту не подлежит. Еще одна очень серьезная потеря. В целом это не скажется на работе станции, поскольку у нас имеется еще два аналогичных дизеля такой же мощности и один аварийный. Как водится в таких случаях, составлен акт и уведомлено руководство ВАЭ. Механикам придется теперь посложнее при переходе с одного дизеля на другой, поскольку расположены они в разных помещениях и находятся на отдалении около 60 м друг от друга.

Дизели используются в течение нескольких полевых сезонов без серьезного капитального ремонта и должного технического обслуживания. Типичная техническая поломка, человеческий фактор не причем.

28.02.09 сбт

Последний день месяца, к тому же сегодня баня. Вчера дежурил по станции, обходил льдину по периметру и осматривал окружающую ледовую обстановку. До полуночи в западной части наблюдал сжатие с навалом торосов на нашу льдину.

Просто стоял рядом и наблюдал эту картину и слушал издаваемые при этом звуковые эффекты. Скорость наползания торосов невысокая, но видимая. При этом происходит еще и подлом краевой части нашей льдины одновременно под навалом массы льда и сжатием. После полуночи в массиве началась отдача, и это при нажимном западном ветре. В природе все в движении и все изменчиво.

Недалеко от метеоплощадки прошли небольшие трещины, до метеомачты не более 15 м. Видно, придется вновь переносить метеомачту на новое место.

Устал от недосыпания, лег пораньше и сразу провалился в глубокий сон.

comments powered by HyperComments