СП-36 2008-2009 год

Дневник экспедиции СП-36, часть 3

528

С борта НЭС «Академик Федоров» на первый лед

30.08.08 суббота

Весь рабочий день провели с поваром и доком в рефкамере, упаковывая компактно продукты. Обнаружили, что овощи мокрые и вынуждены были рассыпать их по палубе для просушки. Морковь местами почернела, придется ее выбрасывать.

Первые потери, не доходя до станции. Не досчитались 80 кг сыра, 50 кг сливочного масла и 45 кг ветчины. Возможны варианты, но осадок на душе появился. С учетом того, что из моего мешка пропал еще в институте на складе комплект из теплой куртки и комбинезона, общий счет потерь идет уже на десятки тысяч рублей.

Нам достался от СП-35 некачественный просроченный сыр, сливочное масло имеется в достатке и неплохого качества, а вот ветчины нет совсем. Скверно, очень скверно.

Идем в район поиска подходящей льдины для станции. Ледовая обстановка изменчива, но видно, что судно движется по рекомендациям наших ледовых экспертов.

http://churun.ru/wp-content/uploads/2017/03/6_1.09.08g.CHukotskoe-more-po-puti-k-nashey-ldinke-690x518.jpg
Чукотское море. Впереди по курсу сплоченный ледяной массив

Идем в основном по чистой воде, хотя вокруг лед. Преобладает однолетний лед в виде битых ледяных полей.

Чукотское море. Моржи на льдинах
Чукотское море. Моржи на льдинах
Там, в массиве и находиться наша будущая ледяная платформа
Там, в массиве и находиться наша будущая ледяная платформа

В полночь запланирован полет вертолета с целью ледовой разведки и постановки американцами буя.

31.08.08 воскресенье

Обычный рабочий судовой и экспедиционный день. Воскресенье на российских судах, если подзабыл какой день недели, распознается легко – по утрам яичница.

В течение дня работали в твиндеке – упаковывали и укладывали на поддоны продукты, доставшиеся нам от СП-35. Работа не очень тяжелая, но утомительная и муторная.

Повар В.Семенов бережно укладывает лимоны
Повар В.Семенов бережно укладывает лимоны
Укладка овощей в контейнер. Т.Петровский, А.Корнилов и Е.Медвёдкин
Укладка овощей в контейнер. Т.Петровский, А.Корнилов и Е.Медвёдкин

За день вымотался основательно. Несмотря на усталость, как обычно проснулся ночью около 4 часов, но потом вновь заснул. На судне постоянно хочется спать, и постоянно не высыпаешься.

Проблемы возникли у судовых океанологов. Перевился кабель-трос, на котором опускается розетта. За счет сильного натяжения троса и вращения розетты, сам трос начал виться. Пришлось рубить конец и паять кабель.

01.09.08 понедельник

Начало нового месяца. В стране праздник – день знаний.

Мы полдня посвятили продуктам, перебирали холодные продукты, оставшиеся нам в наследство от предыдущей от СП-35. Сортировали их, укладывали при необходимости в коробки и ставили на поддоны.

Вечером получили от судна недостающих продуктов на сумму недостачи.

Выполнили две ледовые разведки в одном и том же районе. По словам Томаша найдены 3 подходящих для высадки поля, в основе их лежит многолетний лед толщинами более 3 м.

Ему пригляделась льдина с замерзшей глубокой снежницей. Это, по его словам, хорошая основа для гидрологической лунки. По моему мнению, это хорошая основа для прохождения трещины при мощном торошении вокруг.

Трогательные мордашки наших верных четверолапых охранников перед высадкой на льдину
Трогательные мордашки наших верных четверолапых охранников перед высадкой на льдину

02.09.08 вторник

Ночью летали в поисках ледяного острова, который должен быть в этом районе, судя по радиолокационным снимкам.

Когда проснулся, выглянул на палубу и увидел на льду 2 фигуры рядом с «Бураном». Стало ясно, что идет обследование льдины.

Льдина мне не приглянулась, первое впечатление от нее негативное. Это трудно объяснить, но интуиция подсказывала, что ничего толкового здесь нет.

Так и оказалось, преобладают толщины чуть больше 1,5 м, и, хотя где-то в центре находится старый лед повышенной толщины, сама льдина показалась хилой.

Пока решения на высадку нет. Ледового острова, о котором так много говорят, тоже пока не обнаружили. Будем следить за развитием событий.

После 14:00 на облет и промер другой льдины улетели Катраев и Петровский. По возвращении Юрий Иванович заявил, что ему больше по душе именно та льдина, у нее есть преимущество – она относительно ровная, а не всхолмленная, можно удачно расположить лагерь станции.

Начались прения, которые продолжались вплоть до 22 часов, после того, как вернулся с промера толщин ледовый отряд. Бедный Томаш, он без сна уже больше суток, чуть не валится с ног.

Соколов вызвал меня, Катраева и Томаша на ходовой мостик и потребовал высказать свое мнение. Я изложил свою точку зрения и поддержал Юрия Ивановича в том, что надо высаживаться на более ровную льдину.

Победила точка зрения Соколова, который просто потребовал от Катраева изложить в письменном виде свои доводы и взять под свою ответственность высадку СП. Катраев, конечно же отказался.

Так что новая дрейфующая станция будет организована на ледяном поле, в основе которого находится старый лед. В процессе дрейфа мы займемся его более детальным обследованием.

03.09.08 среда

Сегодня после судового завтрака начались грузовые операции по организации СП-36. Часть имущества уже отвезли в центр будущего лагеря.

Судно пришвартовалось к льдине ледовыми якорями
Судно пришвартовалось к льдине ледовыми якорями
Начало грузовых операций, вдали виден груз, доставленный вертолетом
Начало грузовых операций, вдали виден груз, доставленный вертолетом
Наше будущее временное жилище - домики ПДКО
Наше будущее временное жилище - домики ПДКО
Одинокий "железный конь" не пашет лед
Одинокий "железный конь" не пашет лед

Количество груза увеличивается, часть домиков уже стоит на крышке 4-го трюма и палубе. Три дома не выдержали перегрузок и сломались. Придется их разбирать и собирать вновь, новая конструкция домов и очень хилая и ненадежная основа – сани. Они сделаны не из цельного бруса, как в былые времена, а набраны из досок.

И вместе стыка дома расползаются в процессе перестановки.

Разводье, в котором стоит, судно сегодня замерзло. Температура воздуха понизилась до -7 С. Погода пока стоит хорошая, звонкая. Ветра почти нет, видимость прекрасная.

К полночи все жилые домики были подняты на палубу или выставлены на лед. Ребята из бригады Томаша подтянули все зажимы, а домик повара почти перебрали заново.

В лагерь были отправлены запасная ДЭС 16 кВт и отдельные панельные щиты. На льду стояли 8 готовых к отправке в лагерь ПДКО и 2 трактора с волокушами.

На палубе и крышке 4 трюма находились еще 8 ПДКО и часть кают-компании. Два домика требовали серьезного ремонта.

«Бураны» непрерывно сновали по льдине в разных направлениях. Их активно использовали и ребята из морского отряда.

04.09.08 четверг

В течение ночи отремонтировали один ПДКО, а второй полностью разобрали, отремонтировали сани и собрали повторно.

Домик этот принадлежал когда-то Лехе Висневскому. Мы выгребли из него 3 мешка разнообразного мусора и хлама, а половые щиты перевернули, чтобы немного облагородить помещение внутри. Домик стал прочнее и его можно теперь безбоязненно транспортировать.

Погода стоит замечательная, легкий морозец и почти безветрие. Отражение от снега слепит, а лицо слегка обветривается.

Катраев отдает ПДКО, на который нацелился Галий, под холодный склад. В отличие от Лехиного жилища, это очень ухоженный и опрятный внутри дом. И жаль его ломать, все сделано надежно и с душой. Логики в Юриных поступках нет, переделывать нормальное жилище под склад, когда на станции немерено щитов, из которых можно собрать еще 4 полноценных склада под разные цели.

Выгрузили все контейнеры из твиндека 4 трюма и отправили их в лагерь. Бригада Томаша будет заполнять теперь пустые контейнеры ящиками с нашим станционным имуществом, а судовая бригада займется выгрузкой бочек с топливом.

06.09.08 суббота

Идет обычная рутинная пахота, немного спешная, но очень энергичная. Имущество станции без предварительной сортировки перебрасывается вертолетом в лагерь станции. Вся льдина утыкана ящиками и пиломатериалами.

Вчера метеорологи установили и проверили метеомачту. Большую помощь в этом оказали ребята метеорологи с СП-35.

Первые дома на станции - служебно-жилой дом метеорологов и радиста
Первые дома на станции - служебно-жилой дом метеорологов и радиста
Коллективная работа с метеорологической мачтой
Коллективная работа с метеорологической мачтой
Бесполезная во всех отношениях техника -"Лопасня"
Бесполезная во всех отношениях техника -"Лопасня"
Механик А.Быков уже в работе
Механик А.Быков уже в работе

Вчера же перегнали от борта судна в лагерь станции и 3 трактора, причем перегон происходил немного драматично.

Как потом рассказывал Галий, последний трактор, которым управлял Быков, провалился в снежницу и Галий решил ему помочь. Он ехал первым, поэтому ему надо вернуться назад, но получилось так, что и он также провалился в снежницу.

И пришлось Катраеву вытаскивать их по очереди. И тем не менее все завершилось благополучно, хотя бедный Галий весь перенервничал, рассказывая эмоционально в деталях особенности перегона. Очень серьезная проблема возникла с транспортировкой станционных дизелей вертолетом. Их вес превышал допустимые нормы, мы даже вынуждены были извлекать из домиков лишние предметы.

И все-таки вертолетчики перевезли их, в умении работать на грани допустимого им не откажешь. Хотя вопросы по их работе остались, груз они ставили не туда, куда им указывали, иногда опускали дома неаккуратно, так что их пришлось впоследствии заново частично перебирать.

Проблем у нас в первое время будет предостаточно. Я мысленно готовил себя к 2 неделям спартанских жестких бытовых условий.

Вечером Соколов В.Т. проинформировал нас, что судно уйдет завтра после 18:30. И, хотя на борту судна оставалось еще немало груза, включая дизтопливо, бензин, керосин, а также газ-пропан и продукты, было очевидно, что судно уйдет при любых обстоятельствах.

Фото Е.Медвёдкина и Н.Кузнецова

comments powered by HyperComments