СП-36 2008-2009 год

Дневник экспедиции СП-36, часть 1

521

Борт научно-экспедиционного судна «Академик Федоров»

15 .08.2008 г. пятница

Прилетели вместе с Соколовым В.Т. в Архангельск. В аэропорту Талаги нас встречал генеральный директор агентирующей фирмы NSC-Северное морское пароходство Дейнеко А.А.

Сразу же по прибытии направились в таможенный комитет г. Архангельска и Архангельской области для выяснения обстоятельств таможенного оформления груза американских специалистов.

На борту судна будут находиться 2 американца, и основная их задача выставить на дрейфующий лед Северного Ледовитого океана так называемые ITP - Ice Thethered Profilers - дрейфующие профилографы.

Груз не пересекает таможенную границу России, будет использован за пределами экономической зоны РФ, но у таможни иное видение этого дела, вот и приходиться тратить время на улаживание обстоятельств.

В связи с отсутствием руководства таможни было назначено время посещения, а меня отвезли в порт «Экономия», где уже вовсю шла погрузка судна.

По прибытии на борт судна первым же делом нанес визит Папченко Кириллу - судовому океанологу, старожилу судовой научно-технической службы или попросту НТС.

Кирюха обрадовался моему появлению, и мы тут же отметили нашу встречу из его запасов.

Имущество СП-36, переданное нам с СП-35 и хранившееся в порту «Экономия» уже было погружено в трюм судна.

На берегу сиротливо и неуклюже стоял полуразвалившийся блок от кают-компании. Его не смогли перевести с помощью погрузчика, боясь окончательно сломать, и оставили до приезда экспедиционного состава СП.

Машины с модулями для строительства нового комплекса полярной станции на острове Врангеля стояли в ожидании погрузки на борт судна. Постоянно сновали машины со снабжением, с корреспондентами. Шла обычная погрузочная работа - с суетой, непрерывными объявлениями по судовой трансляции, проблемами размещения груза и прочей неразберихой.

16.08.08 суббота

Основная экспедиционная группа СП-36 прибыла поездом в Архангельск, вместе с ними прибыл и сменный экипаж судна.

Ребята после размещения и краткого обустройства сразу же включились в работу. На причале уже стояла в ожидании разгрузки машина с экспедиционным оборудованием и вещами.

Своя ноша не тянет - И.Бобков (метеоролог)
Своя ноша не тянет - И.Бобков (метеоролог)
На борт судна с рюкзаком с климатической одеждой - Е.Медвёдкин (гидрограф)
На борт судна с рюкзаком с климатической одеждой - Е.Медвёдкин (гидрограф)
Перекур: А.Корнилов(радист), Н.Кузнецов и Л.Панов(ледоисследователи)
Перекур: А.Корнилов(радист), Н.Кузнецов и Л.Панов(ледоисследователи)

Надо было перетарить контейнеры с нашим имуществом, рассортировать и проверить продукты как переданные с СП-35, так и вновь приобретенные.

Нас разбили на 2 бригады с продолжительностью работы по 4 часа. И началась обычная в таких случаях суматоха и неразбериха.

Общими усилиями выгрузили груз из машины, а затем докеры сняли с борта судна контейнеры для перетарки и сформировали «улицу» из стоящих друг напротив друга контейнеров. Из одних контейнеров мы перетаскивали груз в другие контейнеры, а стоящие на земле ящики укладывали на поддоны.

http://churun.ru/wp-content/uploads/2017/02/Brigada_YEkonomiya_16.08.08-300x200.jpg
Бригада в порту Экономия
http://churun.ru/wp-content/uploads/2017/02/pogruzka_YEkonomiya_16.-8-300x200.jpg
Погрузка в порту Экономия
http://churun.ru/wp-content/uploads/2017/02/gruz_SP-36-16.08.08-300x200.jpg
Груз СП-36
http://churun.ru/wp-content/uploads/2017/02/Konteynernaya-ulica_16.08.08-300x200.jpg
Контейнерная улица
http://churun.ru/wp-content/uploads/2017/02/Zakat_port-YEkonomiya-300x200.jpg
Порт Экономия - закат
http://churun.ru/wp-content/uploads/2017/02/na-zakate_S.Dvina-300x200.jpg
Северная Двина на закате

В ночное время начались неурядицы с портовыми докерами - пришла новая смена и стивидор, который упорно не хотел грузить именно то, о чем мы его просили, мотивируя отсутствием заявки.

Затем докеры ушли обедать, потом долгое время не могли найти крановщика, все это создавало нервную обстановку и не усиливало оптимизма по своевременной загрузке судна. И тем не менее к 8 часам утра все контейнеры и часть ящиков были погружены в твиндек, а на берегу остались сиротливо стоять только поддоны с остатками нашего груза.

17.08.08 воскресенье

После завтрака приступили к работе и погрузили почти все имущество, когда начался дождь, сначала мелкий, а затем и проливной.

Ко мне подошел начальник ДЭС Алексей Климов и попросил закрыть крышку трюма, чтобы не замочить аккумуляторы, продукты и оборудование. Дождь в целом не испортил настроения, поскольку основная масса груза была уже на борту судна.

По трансляции объявили, что отход судна назначен на 20:00, а увольнение в город до 16:00. Свободный от работ народ воспользовался возможностью сбегать в ближайший лабаз, поскольку до города надо добираться на маршрутке около 45 минут.

В 17:00 пришли 2 грузовые машины с остальными модулями для острова Врангеля. На причале суетились телевизионщики в ожидании отхода судна.

И это событие наступило. Около 23:05 раздалась команда стоять по швартовым местам, весь экспедиционный народ высыпал на палубу. Заработали боковые подруливающие устройства, отдали швартовы и судно начало пятиться кормой и разворачиваться на фарватере реки.

Публика активно говорила с родными и близкими по мобильным телефонам, еще не скоро предстояло услышать любимые голоса. Телевизионщики включили свои камеры, фиксируя этот исторический момент. Хотя какой тут исторический, все обыденно и по плану.

Экспедиция «Арктика-2008» началась.

НЭС (Научно-Экспедиционное Судно) «Академик Федоров» уходил в свой 28-ой рейс, а на его борту находились участники дрейфующей станции «Северный Полюс-36» и сотрудники морского отряда.

Федоров из вертолета
НЭС "Академик Федоров" из вертолета

Курс – остров Врангеля, куда судно должно доставить новые модули, топливо и продукты, а затем район поиска и организации новой дрейфующей станции в Северном Ледовитом океане.

Настроение было приподнятым, возбуждение витало в воздухе. Все были рады, что позади остались трудные дни и ночи по погрузке имущества станции, впереди нас ждали свежие впечатления и новая деятельность.

21.08.08 четверг

Подошли к острову Диксон около 04:15 мск и легли в дрейф. Дни до этого протекали вяло и сонно, народ расслаблялся и в основном спал.

Предпринимались попытки проникнуть в трюм и что-нибудь поделать, но наши стремления и желания пресекалось старпомом, который не давал разрешения на проникновение в трюм.

Сегодня же на остров Диксон полетел вертолет, чтобы найти там для нашей станции собаку, а также прикупить свежей рыбы.

И нам привезли маленького пушистого щеночка, который лежал, свернувшись комочком в картонной коробке, и сладко посапывал, не реагируя живо на происходящее. Станционный доктор забрал его в каюту.

Маленькая Дина с Диксона
Маленькая Дина с Диксона

Вечером, когда я заглянул к нему, щенок уже перебрался из коробки под диван и там тихонько лежал. Док сообщил мне, что щенок пока не проявляет особой резвости, но забирается под диван или стол и постоянно пытается кусать его за ноги и тапочки.

После ужина отметили день рождения Лени Панова и Алексея Быкова, собравшись в каюте. Было тесно, но душевно.

22.08.08 пятница

Прошла неделя с моего отлета из Питера, а событий за этот короткий промежуток времени уже накопилось и случилось немало. И самое важное для меня, что я сейчас живу совсем иными впечатлениями.

Около 17:15 мск подошли к самой северной точке Евразии - мысу Челюскина. Вдали маячит силуэт судна, из разговоров со своими коллегами из моротряда узнаю, что это НИС «Иван Петров».

http://churun.ru/wp-content/uploads/2017/02/u-CHelyuskina_1-400x300.jpg
Мыс Челюскина
http://churun.ru/wp-content/uploads/2017/02/U-CHelyuskina_4-400x300.jpg
У мыса Челюскина
http://churun.ru/wp-content/uploads/2017/02/zakat-u-CHelyuskina-400x300.jpg
Закат у мыса Челюскина

На борту судна находится экспедиция ААНИИ «Баркалав-2008», к подготовке которой я тоже имел некоторое отношение. К тому же там находятся многие хорошо известные мне по Лаборатории им. О. Шмидта ребята - А. Новихин, Р. Власенков, К. Блошкина, Л. Ермакова, Ф. Мартынов.

К сожалению, связаться с ними мне не удалось, но из беседы с Соколовым уяснил, что они стоят у м. Челюскина менее суток. Как всегда, проблемы с ледокольной проводкой в этом районе, на словах все решено, а в реальности приходится ждать.

Капитан может на свой страх и риск попытаться пройти, но это только его решение. «Яков Смирницкий» прошел своим ходом в море Лаптевых за несколько часов до нашего подхода, надо было и «Петрову» пристроиться к нему и в тандеме двигаться.

Но капитан «Иван Петров» принял решение стоять и ждать, мотивируя это тем, что у него судно послабее корпусом. Ребята слоняются по берегу, хотя невдалеке находится белый медведь.

Соколов связывался с Новихиным, тот утверждает, что они сделали более 130 станций, ежедневно посылает информацию в институт. Хорошо, если это действительно так.

Вертолет улетел по маршруту о-ва Гейберга - бухта Солнечная - мыс Челюскин. Улетели Соколов, Медведкин, Маша Гаврило (орнитолог) и геологи.

Памятный знак русским землепроходцам и исследователям
Самая северная точка Евразии-мыс Челюскина. Памятный знак русским землепроходцам и исследователям
Метеостанция на мысе Челюскин
Метеостанция на мысе Челюскин

24.08.08 воскресенье

Собираемся всей станцией в 08:00 в салоне отдыха команды. Это своеобразный развод, выражаясь судовым языком, и выдача заданий на день.

В трюме все заставлено плотно, и мы не можем попасть в домики и что-нибудь там сделать. Ограничены только твиндеком, где стоят контейнеры с имуществом и ящики.

Механики задействованы на полную катушку, постоянно в работе. Проверяют тракторы, поменяли некий вал отбора мощности, еще какие-то детали. Галий мне постоянно рассказывает, что они сделали за день.

Сегодня подошли к Новосибирским островам, и вертолет вновь улетел на полярную станцию. Повезли полярникам немного свежих овощей, а назад привезли милого и чудесного щенка с разноцветными глазами – один глаз темный, а другой голубой.

Пополнение команды-щенок Дик
Пополнение команды-щенок Дик
У Дика один глаз голубой
У Дика один глаз голубой

Володя Семенов рассказывал, когда они прилетели на станцию, щенок смело подошел к ним, стоял рядом и внимательно вслушивался в голоса. Мордочка у него приятная, лапки мощные. Он чуть постарше нашей девочки с Диксона.

25.08.08 понедельник

Ветер усилился, и судно немного раскачало. Льда нет, идем по чистой воде.

Подошли к острову Генриетты. Планировали тоже слетать туда на вертолете, но сильный ветер до 18 м/с не позволил это сделать. Остров виден хорошо, несмотря на временами плохую видимость.+

Он представляет собой плоский стол, расчлененный небольшими вертикальными расщелинами, в которых виднеется лед. Береговые склоны довольно крутые, хотя с уверенностью сказать об этом нельзя. Суровое место, причем суровость дополнялась сильным ветром и иногда снегом.

У острова Генриетты
У острова Генриетты

Все фотографии: В.Чурун, Е.Медвёдкин и Н.Кузнецов

comments powered by HyperComments